Мониторинг в сфере межнациональных отношений
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для органов государственной власти субъектов Российской Федерации
О порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений,
их предупреждения и действиях, направленных на ликвидацию их последствий
(выдержка ряда положений)
1.5. Мониторинг направлен на:
1) выявление конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений;
2) предупреждение или ликвидацию последствий межнационального конфликта.
2.1. С целью выявления конфликтных ситуаций уполномоченному органу исполнительной власти рекомендуется осуществлять постоянный мониторинг состояния конфликтности в межнациональных отношениях, задачами которого являются:
1) получение, обработка и анализ данных о состоянии межнациональных отношений, а также информации о деятельности общественных объединений, в том числе этнокультурных и казачьих, религиозных организаций, диаспор, национальных меньшинств и т.д.;
2) своевременное выявление и прогнозирование процессов, происходящих в сфере межнациональных отношений.
2.2. Объектом мониторинга может быть влияющая на состояние межнациональных отношений в субъекте Российской Федерации деятельность:
1) органов местного самоуправления;
2) образовательных учреждений;
3) средств массовой информации;
4) коммерческих организаций;
5) некоммерческих организаций, представляющих интересы этнических общностей;
6) казачьих обществ и общественных объединений казаков;
7) религиозных организаций и религиозных объединений;
8) групп лиц, представляющих интересы диаспор;
9) отдельных лиц, активно распространяющих информацию по вопросам межнациональных отношений в сети Интернет.
2.3. Предметом мониторинга являются формирующиеся межнациональные конфликтные ситуации, а также процессы, воздействующие на состояние межнациональных отношений, например:
1) экономические (уровень и сферы занятости населения, уровень благосостояния, распределение собственности);
2) политические (представительство различных этнических общностей в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, формы реализации политических прав);
3) социальные (доступ к услугам, предоставляемым социальной инфраструктурой);
4) культурные (удовлетворение языковых, образовательных, этнокультурных и религиозных потребностей);
5) иные процессы, которые могут оказывать воздействие на состояние межнациональных отношений.
2.4. Мониторинг рекомендуется проводить путем:
1) сбора и обобщения информации от объектов мониторинга;
2) проведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации целевых опросов общественного мнения, определяющих состояние межнациональных и межконфессиональных отношений;
3) сбора и анализа оценок ситуации независимых экспертов в сфере межнациональных отношений;
4) создания и обеспечения деятельности колл-центра (контактного центра) по приему информации о конфликтных ситуациях;
5) иными методами, способствующими выявлению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений.
Методика по созданию тем постоянного наблюдения в Системе мониторинга ФАДН России