Органы власти
Федеральное агентство по делам национальностей
I. Общие положения
1. Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:
по выработке и реализации государственной национальной политики, государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации, а также по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере государственной национальной политики, социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации;
по осуществлению мер, направленных на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), обеспечение межнационального согласия, этнокультурного развития народов Российской Федерации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации;
по взаимодействию с национально-культурными автономиями, казачьими обществами и иными институтами гражданского общества;
по разработке и реализации государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных отношений;
по контролю за реализацией государственной национальной политики;
по осуществлению государственного мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
по профилактике любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
по предупреждению попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.
2. Руководство деятельностью Федерального агентства по делам национальностей осуществляет Правительство Российской Федерации.
3. Федеральное агентство по делам национальностей в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Федеральное агентство по делам национальностей осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
5. Федеральное агентство по делам национальностей осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Агентства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Агентства;
5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает:
5.2.1. положения о территориях традиционного природопользования федерального значения;
5.2.2. нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Агентства, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
5.3. утверждает уставы окружных (отдельских) казачьих обществ, осуществляющих деятельность на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации, и войсковых казачьих обществ, осуществляющих деятельность на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Российской Федерации, который образован в результате объединения 2 и более субъектов Российской Федерации;
5.4. осуществляет государственный мониторинг и анализ:
5.4.1. реализации государственной национальной политики;
5.4.2. состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), обеспечения межнационального согласия;
5.4.3. этнокультурного развития народов Российской Федерации и реализации этнокультурных потребностей граждан, принадлежащих к различным этническим общностям России;
5.4.4. защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации;
5.4.5. эффективности осуществления полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в сфере реализации государственной национальной политики;
5.5. организует разработку федеральных целевых программ, в том числе программ регионального и территориального развития, научно-технических и инновационных программ и проектов, осуществляет функции государственного заказчика (заказчика-координатора) таких программ и проектов в установленной сфере деятельности;
5.6. осуществляет разработку и реализацию программ и мероприятий в сфере государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества;
5.7. осуществляет разработку и реализацию мероприятий в сфере государственной национальной политики;
5.8. проводит анализ эффективности использования средств государственной поддержки в сфере реализации государственной национальной политики субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, в том числе влияния федеральных целевых программ, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на социально-экономическое и этнокультурное развитие регионов Российской Федерации;
5.9. осуществляет информационное обеспечение реализации государственной национальной политики;
5.10. осуществляет контроль за реализацией Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;
5.11. осуществляет методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в установленной сфере деятельности, включая разработку региональных стратегических документов, планов мероприятий и региональных программ в сфере реализации государственной национальной политики;
5.12. оказывает методическое содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечении межнационального согласия;
5.13. участвует в оценке эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике национального и религиозного экстремизма;
5.14. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами;
5.15. осуществляет по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации подготовку предложений по совершенствованию формы (порядка ее ношения) и знаков различия членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
5.16. взаимодействует с национально-культурными автономиями и иными институтами гражданского общества;
5.17. оказывает поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере развития межнационального сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, а также ведение реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки в установленной сфере;
5.18. проводит анализ выполнения Российской Федерацией международных обязательств, принятых в соответствии с многосторонними правовыми актами, касающимися вопросов ликвидации расовой дискриминации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, и осуществляет подготовку проектов национальных докладов Российской Федерации в указанной сфере;
5.19. осуществляет информирование населения об образовании территорий традиционного природопользования федерального значения;
5.20. организует проведение научных и научно-практических, в том числе социологических, исследований в сфере государственной национальной политики, в том числе по вопросам противодействия национальному и религиозному экстремизму;
5.21. осуществляет методическое обеспечение профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в установленной сфере деятельности Агентства;
5.22. осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций в установленной сфере деятельности, в том числе в отношении имущества, переданного организациям, подведомственным Агентству;
5.23. осуществляет разработку и ведение информационных систем, баз данных в установленной сфере деятельности, в том числе предусматривающих межведомственный обмен данными;
5.24. на основании и в порядке, которые установлены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Агентство осуществляет следующие функции по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности:
5.24.1. закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
5.24.2. в порядке и пределах, которые установлены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федерального органа государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству;
5.24.3. экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждение экономических показателей их деятельности, проведение в подведомственных организациях проверок финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;
5.24.4. функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов;
5.24.5. иные функции по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
5.25. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации интересов Российской Федерации в международных организациях в установленной сфере деятельности;
5.26. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
5.27. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
5.28. обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Агентства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке и мобилизации;
5.29. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Агентстве;
5.30. организует дополнительное профессиональное образование работников Агентства;
5.31. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства;
5.32. организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;
5.33. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций.
6. Федеральное агентство по делам национальностей в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Агентства вопросам;
6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства;
6.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Агентства, научные и иные организации, ученых и специалистов;
6.4. создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;
6.5. учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства.
III. Организация деятельности
7. Федеральное агентство по делам национальностей возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Руководитель Агентства несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Агентство, и осуществление его полномочий.
Руководитель Агентства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Агентства.
Количество заместителей руководителя Агентства устанавливается Правительством Российской Федерации.
8. Структурными подразделениями Федерального агентства по делам национальностей являются управления по основным направлениям деятельности Агентства. В состав управлений включаются отделы.
9. Руководитель Федерального агентства по делам национальностей:
9.1. распределяет обязанности между своими заместителями и руководителями структурных подразделений;
9.2. вносит в Правительство Российской Федерации:
9.2.1. проект положения об Агентстве;
9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников Агентства;
9.2.3. предложения по кандидатурам на должности заместителей руководителя Агентства;
9.2.4. ежегодный план и прогнозные показатели деятельности Агентства, а также отчет о его деятельности;
9.3. утверждает положения о структурных подразделениях Агентства;
9.4. назначает на должность и освобождает от должности работников Агентства, заключает и расторгает с ними служебные контракты (трудовые договоры), вносит изменения в указанные контракты (договоры);
9.5. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Агентстве;
9.6. утверждает структуру и штатное расписание Агентства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание аппарата в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;
9.7. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения выполнения функций Агентства;
9.8. представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, подведомственных Агентству;
9.9. представляет в установленном порядке работников Агентства и других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления им благодарности Президента Российской Федерации, а также применяет иные виды поощрения;
9.10. учреждает в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», и иные ведомственные награды и награждает ими работников Агентства, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждает положения об этих знаке и наградах, а также их описания;
9.11. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, а также по вопросам внутренней организации работы Агентства.
10. Федеральное агентство по делам национальностей является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральное агентство по делам национальностей вправе иметь эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Агентством по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.
11. Место нахождения Федерального агентства по делам национальностей - г. Москва.
Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области
Комитет в пределах компетенции осуществляет следующие полномочия:
2.17. Осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, предотвращению любых форм ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; осуществляет меры, направленные на поддержку, сохранение, развитие и изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории Ленинградской области, а также иные меры, направленные на укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Ленинградской области, защиту прав национальных меньшинств, социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан (мигрантов), профилактику и предупреждение экстремизма и межнациональных (межэтнических) конфликтов, достижение межнационального и межконфессионального согласия.
В функции комитета входит:
3.2. По вопросам реализации государственной политики Ленинградской области в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, противодействия терроризму, в том числе распространению идеологии терроризма, экстремистской деятельности:
3.2.1. Ведет мониторинг национальных общин и религиозных конфессий, осуществляющих деятельность на территории Ленинградской области.
3.2.2. Осуществляет мониторинг состояния и динамики межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области, деятельности национальных и религиозных объединений, формирует банк данных, обеспечивает своевременное информирование Губернатора Ленинградской области о возникающих предконфликтных и конфликтных ситуациях в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, представляет Губернатору Ленинградской области предложения, направленные на предотвращение указанных ситуаций.
3.2.3. Разрабатывает и реализует мероприятия по развитию межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области.
3.2.4. Разрабатывает и реализует мероприятия, направленные на воспитание терпимости и правовой культуры в вопросах межнациональных и межконфессиональных отношений.
3.2.5. Обеспечивает в пределах полномочий Комитета выполнение целевых программ, реализуемых за счет средств федерального бюджета, а также разработку и реализацию государственных программ Ленинградской области в сфере развития межнациональных и межконфессиональных отношений.
3.2.6. Подготавливает информационно-аналитические обзоры и доклады о соблюдении конституционных гарантий свободы вероисповедания в Ленинградской области.
3.2.7. Анализирует обращения физических и юридических лиц, содержащие информацию о проблемах в области обеспечения прав и свобод в сфере национальных и религиозных отношений.
3.2.8. Обобщает предложения и инициативы религиозных объединений и их лидеров.
3.2.9. Представляет Губернатору Ленинградской области аналитические материалы и доклады в области взаимоотношений государственных органов Ленинградской области и религиозных объединений, действующих на территории Ленинградской области.
3.2.10. Разрабатывает проекты соглашений, программ совместной деятельности органов государственной власти Ленинградской области и органов управления религиозными объединениями по духовно-нравственному воспитанию населения.
3.2.11. Оказывает содействие общественно значимой и социально ориентированной деятельности религиозных и национальных общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий, в соответствии с действующим законодательством.
3.2.12. Разрабатывает проекты нормативных правовых актов Ленинградской области по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений.
3.2.13. Подготавливает информационно-методические и справочные материалы по вопросам организации межнациональных и межконфессиональных отношений, а также по вопросам профилактики межнациональных (межэтнических) конфликтов в Ленинградской области.
3.2.14. Участвует в подготовке и проведении совещаний с участием представителей национальных общин, религиозных конфессий.
3.2.15. Формирует перечень объектов (территорий) религиозных организаций, расположенных в пределах Ленинградской области и подлежащих антитеррористической защите, а также выполняет иные функции уполномоченного органа исполнительной власти Ленинградской области в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2019 года N 1165 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций и формы паспорта безопасности объектов (территорий) религиозных организаций».
3.2.16. Осуществляет взаимодействие с Ситуационным центром Федерального агентства по делам национальностей.
3.2.17. Обеспечивает реализацию мер, направленных на предотвращение, а также разрешение предконфликтных и конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.