Права потребителей в 47 регионе надежно защищены
В этом году исполнилось 30 лет со дня принятия российского закона о защите прав потребителей, который, по мнению международных экспертов, считается лучшим отечественным законодательным актом. Закон понятен и обычным жителям страны: 69% из них знают, что их потребительские права защищены законодательно.
Об этом сегодня говорилось на заседании Координационного совета при Губернаторе Ленинградской области по вопросам защиты прав потребителей.
Его открыла и провела вице-губернатор по внутренней политике Ленинградской области Анна Данилюк.
«Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей. По сложившейся традиции Международная организация потребителей каждый год определяет тематику этого Дня, чтобы привлечь внимание общественности к наиболее актуальной проблеме. В этом году было принято решение провести Всемирный день под девизом «Справедливые цифровые финансовые услуги», - отметила Анна Данилюк.
Десять лет назад, в 2012 году, была утверждена первая региональная долгосрочная целевая программа в области защиты прав потребителей. С этого времени деятельность в сфере защиты прав потребителей курирует комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области. Первые восемь лет организация работы информационно-консультационных центров, в которых жители могли бесплатно получать консультации, возлагалась на муниципалитеты. Им предоставлялись субсидии. Дополнительно для сотрудников администраций и консультантов проводились обучающие семинары, издавались справочники, брошюры и тематические памятки. Проводилась и независимая экспертиза продукции розничных торговых сетей. Сейчас работа ведется централизованно, через Объединение потребителей.
«В 2021 году комитет совместно с региональным отделением Объединения потребителей России во всех муниципальных районах и городском округе Ленинградской области организовал 18 информационно-консультационных центров по оказанию бесплатной юридической помощи населению в сфере защиты прав потребителей. Благодаря областному субсидированию жители получили 3,6 тысяч консультаций, еще 284 дополнительные консультации были оказаны за счет средств местных бюджетов. По просьбам граждан оформлены 618 претензионных писем и 77 судебных исковых заявлений», - рассказал заместитель председателя комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Сергей Голованов.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области говорила о том, что актуальность предоставления услуг в цифровом формате значительно возросла с началом пандемии. Наиболее уязвимой оказалась банковская и финансовая сферы. Но в общей массе жалоб финансовые услуги на 6 месте. Наибольшее количество обращений по-прежнему поступает в связи с нарушением прав потребителей в сфере розничной торговли, ЖКХ, медицины, услуг связи и бытового обслуживания.
О важности просветительских мероприятий по повышению финансовой грамотности говорил в своём сообщении управляющий отделением по Ленинградской области Центрального банка Российской Федерации Сергей Григорьев. Представитель комитета по социальной защите Ленинградской области рассказала, как благодаря сети Университетов третьего возраста в регионе обучают финансовой и правовой грамотности представителей старшего поколения.
На заседании говорилось о необходимости расширения информационной работы с населением по защите прав потребителей, а также о внедрении различных механизмов контроля в этой сфере.