Территориальное общественное самоуправление (ТОС)

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)
Статья 27: 

Территориальное общественное самоуправление

 1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) - представительным органом муниципального района.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 556-ФЗ)
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района, муниципального района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 18.07.2017 N 171-ФЗ, от 27.12.2018 N 556-ФЗ)
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
7. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
8. Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
9. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
10. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
11. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.


КАК СОЗДАТЬ ТОС? ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

 


 

На территории Ленинградской области действует 14 ТОС: в Сосновоборском городском округе, Лужском, Тихвинском и Тосненском муниципальных районах, осуществляется подготовка уставов для регистрации 3 ТОС.

В муниципальных образованиях Ленинградской области разработаны и приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок формирования и работу ТОС.

Комитетом по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области разработан проект типового устава «Местной общественной организации Территориальное общественное самоуправление». В уставе определены цели, задачи, основные направления, формы деятельности, структура и полномочия органов ТОС. В настоящее время проект типового устава проходит согласование в Минюсте.

1 марта 2018 года в Ленинградской области состоялся I межрегиональный съезд (конференция) «Развитие иных форм местного самоуправления в Северо-Западном федеральном округе. Достижения и перспективы». Тематика съезда была посвящена обмену опытом в сфере создания и деятельности ТОС, а также оказания содействия
и поддержки развития других форм участия населения в осуществления местного самоуправления. На съезде было обеспечено представительство восьми субъектов Северо-Западного федерального округа.

13 декабря 2018 проведен семинар «Актуальные вопросы участия населения в осуществлении местного самоуправления на территории Ленинградской области». На семинаре обсуждались «Практические вопросы создания и деятельности органов ТОС. Практика регионов. Формы поддержки ТОС». Участникам предоставлены информационно-методические материалы «Как создать ТОС. Пошаговая инструкция». В семинаре принял участие Сергей Кузнецов  – член экспертного совета Общенациональной ассоциации ТОС (Москва).

Для реализации на территории Ленинградской области социальных проектов ТОС и других некоммерческих организаций создана фандрайзинговая интернет-платформа «Область добра» при финансовой поддержке Правительства Ленинградской области. Платформа ориентирована на помощь в сборе средств для реализации проектов.

В Ленинградской области в 2019 году в рамках реализации государственной программы «Устойчивое общественное развитие в Ленинградской области» запланировано проведение II межрегиональной конференции «Развитие форм участия населения в осуществлении местного самоуправления в Северо-Западном федеральном округе», развитие информационно-методического обеспечения деятельности ТОС.

***

В Ленинградской области реализуется областной закон от 29.06.2012 г. № 52-оз «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ленинградской области», устанавливающий формы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, среди которых - предоставление субсидий из областного бюджета Ленинградской области, передача государственного имущества Ленинградской области в аренду и безвозмездное пользование, предоставление льгот по уплате налогов и сборов, обучение работников и добровольцев, оказание информационной и консультационной поддержки (ст. 5).

При наличии у ТОС регистрации в качестве юридического лица в организационно-правовой форме некоммерческой организации, возможно получение государственной поддержки в рамках данного областного закона от 29.06.2012 № 52-оз.

Обновлено 06.03.2019