Русский язык можно изучать по-новому

13 ноября 2024 года
Русский язык можно изучать по-новому

На первой межрегиональной конференции «Роль русского языка в диалоге цивилизаций и межкультурном сотрудничестве», организованной Домом дружбы при поддержке нашего комитета в ЛГУ им. А. С. Пушкина, лингвисты и представители общественности из Ленинградской области, Донецка, Мариуполя, Москвы, Санкт-Петербурга и Архангельска говорили о новых методах изучения языка и возможностях искусственного интеллекта.

Как отметил заместитель председателя нашего комитета Андрей Панов, тема поддержки русского языка в последнее время стала более актуальной. Он процитировал тезис, озвученный на недавно прошедшем заседании Совета по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов России Президентом нашей страны Владимиром Путиным: «При всём уникальном этнокультурном, религиозном разнообразии нашей страны именно русский язык во многом определяет нашу духовную и национальную идентичность».
По ВКС участников конференции поприветствовали депутат Госдумы Светлана Журова и председатель комиссии Общественной палаты РФ Владимир Зорин.
О современных направлениях развития образования в аспекте преподавания русского языка, где меняется роль педагога и всё большее влияние оказывают цифровые технологии и искусственный интеллект, рассказала заведующая кафедрой русского языка как иностранного Института образовательных программ Московского государственного лингвистического университета Ирина Маслова. Тему продолжил и привёл примеры реализации цифровых решений директор Ленинградского института изучения семьи и социальных конфликтов Сергей Лукша. Подкасты, чат-боты и дополненная реальность помогают, по его мнению, изучать язык более естественным образом, без сопротивления, возникающего в процессе привычного обучения.
На двух тематических секциях, одна из которых была посвящена современным вызовам, а вторая - преподаванию русского мигрантам, тоже говорили о чатах, мессенджерах и соцсетях - как новых каналах комбинированного обучения. Так, докладчики Донецкого государственного университета представили анализ структуры запроса в чате GPT, позволяющий повысить эффективность работы преподавателей. Алла Стебунова, также представлявшая ДГУ, сделала сообщение об особенностях регионального речевого дискурса периода военного конфликта на Донбассе.
Преподаватели Мариупольского государственного университета имени А. И. Куинджи отметили роль кино и телевидения в обучении мигрантов русскому языку, а также проанализировали язык современной рекламы.
Перед участникам конференции выступил ректор ЛГУ им. А. С. Пушкина Григорий Двас, еще раз обративший внимание на необходимость замены иностранных терминов русскими определениями. Специалисты, занимающиеся обучением и развитием русского языка, обменялись опытом и лучшими практиками, обсудили общемировые тенденции лингвистического образования и их актуальность для отечественной школы.