Доклад председателя комитета Л.В. Бурак на Совете старост «О ходе реализации в первом полугодии 2018 года областных законов № 95-оз от 14 декабря 2012 года и № 3-оз от 15 января 2018 года»
Добрый день уважаемые старосты, коллеги!
В своем докладе я хочу рассказать о работе Комитета в первом полугодии по подготовке к реализации двух законов на территории Ленинградской области. Это год для нас «переходный», поскольку были внесены изменения в 95-й областной закон «о старостах» и в начале этого года вступил в силу областной закон № 3-оз (закон «об инициативных комиссиях в административных центрах»), который заменил 42-оз.
Исполнение этих законов как и ранее осуществляется в рамках подпрограммы «Создание условий для эффективного выполнения органами местного самоуправления своих полномочий» государственной программы Ленинградской области «Устойчивое общественное развитие Ленинградской области».
Хочу напомнить, что по закону 95-оз - «о сельских старостах» - весь объем областной субсидии распределяется по муниципальным районам и далее перераспределяется по поселениям (в зависимости от количества частей территории в поселениях). В настоящее время размер субсидии бюджету поселения не может быть меньше 100 тысяч рублей и более 2,5 млн. рублей.
Отбор проектов в соответствии с заявками поселений осуществляется на конкурсной основе: формируется специальная конкурсная комиссия по отбору поселений для предоставления субсидий.
В 2017 году на реализацию закона «о сельских старостах» субсидии из областного бюджета получили 172 поселения из 199 существующих (общая сумма составила 210 млн. рублей).
В 2018 году по 95-оз соглашения заключены с 167 поселениями (из 172 подавших заявки, 5 - нарушители ст. 136 БК РФ). Всего запланировано 853 мероприятия, общая сумма субсидий составила 203 млн. 843 тыс. 800 руб., и местное софинансирование - порядка 45 млн. рублей.
По сравнению с предыдущим периодом количество мероприятий сократилось, поскольку небольшие локальные мероприятия сформированы в комплексные проекты, более масштабные и значимые, в том числе по количеству благополучателей.
Обязательным условием получения государственной поддержки является: наличие софинансирования из местных бюджетов в рамках разработанных муниципальных программ на основе предложений граждан, минимальный процент софинансрования установлен законодательно в зависимости от уровня дотационности бюджетов муниципальных образований.
Финансирование из местных бюджетов ведется в рамках муниципальных программ, разработанных на основе предложений старост или общественных советов:
1) На собрании (конференции) жителей граждане, акцентируя внимание на вопросы, требующие решения, предлагают свои варианты, на какие мероприятия можно было бы израсходовать субсидию.
2) Из нескольких вариантов выбирается наиболее важные и возможные к реализации мероприятия.
3) На собрании (конференции) жителей обязательно ведется протокол, в котором фиксируются все предложенные варианты и количество проголосовавших за тот или иной вариант.
4) Протоколы обрабатываются сотрудниками местной администрации, и принимается решение, какие из предложенных вариантов будут приняты к осуществлению.
В связи с ограниченным объемом средств субсидии и многочисленными предложениями жителей по решению вопросов местного значения, администрация оставляет за собой право включать в муниципальную программу в рамках реализации областного закона наиболее важные и приоритетные мероприятия.
Основные вопросы местного значения это ремонт дорог местного значения, оборудование детских игровых и спортивных площадок, объектов пожарной безопасности, водоснабжения и водоотведения, уличного освещения, газоснабжения, обустройство контейнерных площадок и некоторые другие.
По состоянию на 1 июля 2018 года на 100% освоили субсидию следующие поселения:
Рабитицкое сельское поселение Волосовского района,
Первомайское сельское поселение Выборгского района,
Елизаветинское сельское поселение Гатчинского района,
Назиевское городское поселение Кировского района.
Более 50% освоения показали следующие поселения:
Сабское сельское поселение Волосовского района - 55%;
Сиверское городское поселение Гатчинского района - 77%;
Фалилеевское сельское поселение Кингисеппского района – 55%;
Алеховщинское сельское поселение Лодейнопольского района - 55%;
Важинское городское поселение Подпорожского района - 62%.
Общий процент освоения субсидий составил - 7,2 %.
Основное освоение субсидии по 95-оз планируется в третьем и четвертом квартале текущего года. Такая тенденция является ежегодной.
Как я уже говорила ранее в начале этого года вступил в силу областной закон от 15 января 2018 год № 3-оз «О содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления в иных формах на территориях административных центров муниципальных образований Ленинградской области» (закон «об инициативных комиссиях в административных центрах»), который заменил 42-оз.
В законе закреплено понятие «инициативное бюджетирование», прописан механизм участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Особенность нашей практики заключается в том, что кроме внедрения инициативного бюджетирования как практики участия граждан в процессе принятия решения о расходовании бюджетных средств, поддерживается само участие граждан в местном самоуправлении в иных формах через выборы постоянно действующих инициативных комиссий.
Муниципальными образованиями Ленинградской области проведена большая работа по разработке муниципальных правовых актов для возможности участия в реализации областного закона № 3-оз, избранию инициативных комиссий, председателей инициативных комиссий, утверждению положений об ИК, принятию порядков включения инициативных предложений в муниципальную программу, проведению собраний граждан и инициативных комиссий, определению инициативных предложений и видов вклада граждан/юридических лиц в реализацию инициативных предложений.
На территории области избраны 272 инициативные комиссии общей численностью 1308 человек.
Комитетом с 26 марта по 6 апреля 2018 года осуществлялся прием заявок муниципальных образований на предоставление субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных образований Ленинградской области на реализацию областного закона № 3-оз.
Комитетом были рассчитаны предельные размеры субсидий исходя из численности населения административного центра:
- 1 064 000 руб. для муниципальных образований с численностью административного центра до 9000 человек;
- 2 127 500 руб. для муниципальных образований с численностью административного центра от 9000 до 20000 человек;
- 3 190 000 руб. для муниципальных образований с численностью административного центра свыше 20000 человек.
В заявку муниципального образования включаются:
не более двух проектов - для муниципальных образований с численностью населения административного центра до 9000 человек;
не более трех проектов - для муниципальных образований с численностью населения административного центра от 9000 до 20000 человек;
не более четырех проектов - для муниципальных образований с численностью населения административного центра свыше 20000 человек.
Комиссия осуществляла рассмотрение и отбор муниципальных образований в соответствии с критериями отбора.
Отбор муниципальных образований для предоставления субсидий производился комиссией на основании оценки заявок по бальной системе: максимальный балл по каждому критерию отбора составляет 5 баллов. Победителями отбора признаны муниципальные образования, набравшие максимальное количество баллов.
На основании результатов отбора комиссия сформировала и утвердила список муниципальных образований для предоставления субсидий с указанием перечня проектов по каждому муниципальному образованию, источников и объемов финансирования. Получателями субсидии стали 180 муниципальных образований Ленинградской области. В реализации закона принимают участие городские, сельские поселения и городской округ Ленинградской области. Информация размещена на сайте Комитета.
К реализации планируется 249 проектов на общую сумму 304,7 млн. рублей, из них местный бюджет составит 57,7 млн. руб., вклад граждан и бизнеса - 7,2 млн. руб., субсидия из областного бюджета 239,8 млн.руб. Инициативные предложения жителей преимущественно направлены на ремонт дорог, модернизацию сетей уличного освещения, благоустройство придомовых территорий, обустройство детских и спортивных площадок, установку и ремонт контейнерных площадок, закупку контейнеров для сбора ТБО, реконструкцию парков, мемориалов и т.п. Типология проектов отражает насущные потребности жителей области.
Касаемо порядка областного финансирования, он также поменялся с этого года. Если ранее субсидия перечислялась в полном объеме, то сейчас в соответствии с новым порядком предоставления и расходования субсидий из областного бюджета Ленинградской области перечисление субсидий будет осуществляться исходя из фактической потребности, то есть после проведения работ. По состоянию на 1 июля 2018 года субсидия перечислена пока только в 2 поселения Сланцевского района:
Выскатское сельское поселение – 94,8 тыс.рублей – спилено 93,9 куб.м аварийных деревьев на кладбище дер.Выскатка;
Новосельское сельское поселение – 201,7 тыс.рублей – приобретены вазоны, урны, скамейки, спилены 4 аварийных дерева в дер.Новоселье.
В соответствии с кассовым планом реализации областного закона № 3-оз освоение субсидии планируется в третьем и четвертом квартале текущего года.
Конкурсную кампанию по отбору проектов и определению получателей субсидий на 2019 год планируется осуществить уже в сентябре-октябре этого года.
Хочу обратить ваше внимание, что Комитет не только предоставляет субсидию, но и осуществляет контроль за исполнением условий соглашений, поэтому распоряжением комитета утвержден график проверок в 2018 году получателей субсидий по исполнению условий соглашений, заключенных в 2016-2017 годах. На сегодняшний день проверено 6 поселений: 4 поселения в Волховском муниципальном районе (Иссадское, Кисельнинское, Пашское и Свирицкое сельские поселения) и 2 поселения в Выборгском районе (Красносельское сельское поселение и Рощинское городское поселение). По результатам проверок замечаний не выявлено.
Коллеги, вы видите, что время не стоит на месте, и наверное знакомы с изменениями в Федеральном законодательстве, а именно с недавно вступившими в силу изменениями в отдельные положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в частности, устанавливающими статус старосты. К сентябрю 2019 года мы планируем привести в соответствие с федеральным наш областной закон «о старостах».
Спасибо за внимание.