Доклад об изменениях в законодательстве о развитии иных форм местного самоуправления
25 декабря 2017 года Законодательным собранием Ленинградской области приняты областные законы «О содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления в иных формах на территориях административных центров муниципальных образований Ленинградской области» (взамен закона № 42-оз – об общественных советах в административных центрах поселений)
и «О внесении изменений в областной закон «О содействии развитию на части территорий муниципальных образований Ленинградской области иных форм местного самоуправления» (изменения в закон № 95-оз – о сельских старостах), разработанные комитетом по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области.
Разработка и принятие новых законов была обусловлена, во-первых, необходимостью внесения изменений в действующее законодательство по развитию иных форм местного самоуправления в части софинансирования из местных бюджетов в связи с принятием постановления Правительства Ленинградской области от 20.07.2016 № 257 «Об утверждении Правил предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета Ленинградской области». Будут новые порядки распределения субсидий, предусматривающие методики расчета объема софинансирования из местных бюджетов (базовый процент софинансирования планируется – 10% для городских поселений и городского округа, 5% - для сельских поселений от стоимости проектов по поселению, городскому округу).
В предыдущих редакциях законов процент софинансирования был установлен от объема субсидии в зависимости от уровня дотационности поселений. Порядок распределения субсидий будет утверждаться постановлением Правительства Ленинградской области.
Во-вторых, законодательным закреплением принципов и понятий инициативного бюджетирования - непосредственного участия граждан в определении, выборе и реализации объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле реализации отобранных предложений по решению вопросов местного значения.
В-третьих, при разработке законов учтена практика реализации областного законодательства о развитии иных форм местного самоуправления и предложения органов местного самоуправления Ленинградской области.
Глобальным новшеством закона о внесении изменений в закон № 95-оз является введение обязательного условия субсидирования - вклада граждан, также как было по закону № 42-оз об общественных советах в административных центрах поселений. Это может быть финансовое, трудовое, материально-техническое участие. При этом фиксированный размер вклада граждан не устанавливается.
По второму закону, который является заменой закона № 42-оз, предусматривается, что система общественных советов транспонируется в систему инициативных комиссий. При этом принципиально схема работы не поменяется. В настоящее время в целях сокращения различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, а также в городах и сельской местности, достижения необходимого уровня инфраструктурной обеспеченности всех населенных территорий Российской Федерации, что является ожидаемыми результатами реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, в субъектах Российской Федерации, в том числе и в Ленинградской области, внедряются и развиваются принципы инициативного бюджетирования, в рамках которого формируются (избираются) инициативные комиссии.
Общими нововведениями законов являются:
- обязательная фото- и (или) видеофиксация проведения собраний (конференций) граждан и (или) общественных советов, инициативных комиссий, на которых определяются инициативные предложения, форма участия граждан в этих мероприятиях, что позволит объективно оценивать правомерность принятия решений (осуществленная с соблюдением положений статьи 152.1. Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих охрану изображения гражданина. Фото или видео-съёмка должны осуществляться таким образом, чтобы изображение человека не являлось основным объектом использования);
- определение понятия «утрата доверия» - уточняется понятие: поступление главе муниципального образования предложений о досрочном прекращении полномочий общественного совета, члена общественного совета, старосты, инициативной комиссии, ее члена и председателя, подтвержденных подписями не менее 25% населения части территории муниципального образования;
- наличие муниципальных правовых актов, устанавливающих порядок включения инициативных предложений в муниципальную программу (подпрограмму), порядок участия жителей в выдвижении (реализации) инициативных предложений, а также в осуществлении контроля их реализации;
- возможность возмещения старостам, председателям инициативных комиссий затрат на реализацию их общественных функций (телефон, проезд и др.) на основании договора об исполнении общественных полномочий и компенсации понесенных затрат. Порядок и размер расходов из местного бюджета на деятельность старост, председателей инициативных комиссий на платной основе устанавливается решением совета депутатов муниципального образования. Данное расходное обязательство может устанавливаться муниципальным образованием с учетом возможности бюджета;
- возможность определения частей территорий муниципальных образований для участия населения в осуществлении местного самоуправления в иных формах самостоятельно органами местного самоуправления, по своим критериям с учетом типов жилищной застройки, численности и плотности населения, удаленности населенных пунктов друг от друга. Полагаем, что это будет более эффективно. Остается только критерий по численности населения частей территории сельских населенных пунктов для определения иной формы местного самоуправления, не являющихся административными центрами поселений – до 50 жителей - староста, более 50 жителей – общественный совет - в целях управляемости территориями.
Вступление в силу изменений в закон № 95-оз (реквизиты нового закона, вносящего изменения в закон № 95-оз: Областной закон от 15.01.2018 № 4-оз) предусмотрено с 1 сентября 2018 года (но не ранее чем по истечении 10 дней со дня его официального опубликования), что не повлияет на реализацию органами местного самоуправления мероприятий, предусмотренных соглашениями о предоставлении бюджетам муниципальных образований субсидии за счет средств областного бюджета Ленинградской области на реализацию инициатив граждан в 2018 году.
В настоящее время собраны заявки от 172 поселений на сумму субсидий 210 млн рублей, соглашения будут заключены в начале февраля 2018 года. Закон определяет условия государственной поддержки развития иных форм местного самоуправления с 2019 года, при этом даст возможность провести всю предварительную работу - провести собрания граждан, собрать предложения уже
в 2018 году.
Вступление в силу закона «об инициативных комиссиях» взамен закона № 42-оз (реквизиты нового закона: Областной закон от 15.01.2018 № 3-оз) установлено с 1 января 2018 года (но не ранее чем по истечении 10 дней со дня его официального опубликования).
До 1 апреля 2018 года планируется заключить соглашения с муниципальными образованиями на предоставление субсидий в объеме 250 млн.рублей. По предварительной информации в реализации закона планируют принять участие 187 поселений, а также городской округ.
Новые законы опубликованы на официальном сайте Администрации Ленинградской области (/) в разделе «Опубликование правовых актов».
Данные законы направлены на повышение гражданской ответственности населения - вложив свой рубль или труд, граждане будут более внимательны и бережны к окружающей их территории; на повышение эффективности взаимодействия и понимания власти, населения и бизнеса. Главным является то, что законы не усложняют и не ломают уже работающую систему иных форм местного самоуправления посредством общественных советов и старост, а конкретизируют ее, модернизируют, в ряде случаев упрощают, делают более прозрачным процесс и помогут в работе.