Развитие иных форм местного самоуправления в Ленинградской области

В Ленинградской области в течение последних четырех лет активно идут процессы, связанные с развитием местного самоуправления: внедрена успешная практика распределения части бюджетных средств на решение вопросов местного значения при участии населения.

В настоящее время на территории Ленинградской области действуют два областных закона о содействии развитию иных форм местного самоуправления:

 - областной закон от 14 декабря 2012 года № 95 «О содействии развитию на части территорий муниципальных образований Ленинградской области иных форм местного самоуправления» (далее – закон «о сельских старостах»);

- областной закон от 12 мая 2015 года № 42-оз «О содействии развитию иных форм местного самоуправления на части территорий населенных пунктов Ленинградской области, являющихся административными центрами поселений» (далее – закон «об общественных советах в административных центрах»).

Общие положения

1. Главные задачи данных законов - привлечение местного населения  для решения вопросов местного значения поселений при содействии органов  государственной власти, повышение благоустройства и качества жизни населения.

2. Государственная поддержка развития иных форм местного самоуправления осуществляется в форме субсидий из областного бюджета бюджетам поселений в целях софинансирования расходных обязательств поселений, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения по предложениям населения.

3. О предоставлении государственной поддержки заключаются соглашения с администрациями муниципальных образований, которые включают целевые показатели результативности субсидии, планы мероприятий («дорожные карты») по достижению целевых показателей, обязательство размещения отчетной информации о достижении значения показателей результативности использования субсидии
на официальных сайтах поселений.

4. Реализация законов осуществляется в рамках подпрограммы «Создание условий для эффективного выполнения органами местного самоуправления своих полномочий» государственной программы Ленинградской области «Устойчивое общественное развитие Ленинградской области».

5. Финансирование из местных бюджетов осуществляется в рамках муниципальных программ, разработанных на основе предложений старост или общественных советов, в процентном соотношении от объема субсидии  бюджету поселения:

  • не менее 1 процента при уровне дотационности поселения более 80 процентов;
  • не менее 2,5 процента при уровне дотационности поселения от 60 до 80 процентов включительно;
  • не менее 5 процентов при уровне дотационности поселения от 40 до 60 процентов включительно;
  • не менее 7,5 процента при уровне дотационности поселения от 30 до 40 процентов включительно;
  • не менее 10 процентов при уровне дотационности поселения менее 30 процентов;
  • 25 процентов  при недотационности поселения.

Уровень дотационности поселения - доля дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в сумме налоговых, неналоговых доходов бюджета поселения и  дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

6. Привлечение граждан к решению вопросов местного значения поселений осуществляется посредством участия населения в избрании старост и общественных советов, в выработке предложений по улучшению условий проживания населения.

7. Основные вопросы местного значения – ремонт дорог местного значения, оборудование детских и спортивных площадок, вопросы пожарной безопасности, водоснабжения, освещения, газоснабжения, благоустройства придомовых территорий,  скверов, парков, мест воинских захоронений, кладбищ и т.п.

8. Отбор мероприятий и проектов в соответствии с заявками поселений осуществляют конкурсные комиссии по отбору поселений для предоставления субсидий.

Отличия

1. Принципы территориальной организации иных форм местного самоуправления:

по закону «о сельских старостах» избираются староста или общественный совет на части территории, которой является сельский населенный пункт, не являющийся административным центром поселения, с численностью жителей менее 50 человек;

группа сельских населенных пунктов, в состав которой не входит административный центр поселения, с численностью жителей от 50 до 500 человек;

сельский населенный пункт, не являющийся административным центром поселения, или часть территории сельского населенного пункта, не являющегося административным центром поселения, с численностью жителей от 50 до 500 человек;

по закону «об общественных советах» избираются общественные советы на частях территории административных центров, определяемых в зависимости от численности населения административного центра и типа жилищной застройки – малоэтажные, многоэтажные и индивидуальные жилые дома.

2. Размер субсидии поселению:

по закону «о сельских старостах» - весь объем областной субсидии распределяется равномерно по муниципальным районам и далее перераспределяется по поселениям в зависимости от количества частей территории в поселениях. Размер субсидии бюджету поселения не может быть меньше 100 тыс.рублей и более 2,5 млн.рублей.

по закону «об общественных советах»  - распределение субсидий по поселениям предусматривается в зависимости
от численности населения их административных центров:

до 9 тыс.человек – не превышающей 1,5 млн.рублей,

от 9 тыс.человек до 20 тыс.человек – 3 млн. рублей;

и свыше 20 тыс.человек – 4,5 млн.рублей.

3. По закону «о сельских старостах» в сельских населенных пунктах реализуются мероприятия, а по закону «об общественных советах» - проекты в административных центрах поселений, они являются комплексными.

4. По закону «об общественных советах» обязательным критерием отбора проектов для реализации является социальное партнерство (привлечение местных финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов).

 

С учетом положительных результатов реализации областных законов о содействии развитию иных форм местного самоуправления объем средств, выделяемых из областного бюджета, увеличился с 70 млн. рублей в 2013 году до 460 млн. рублей в 2016 - 2017 годах. Порядка 20% от суммы областной субсидии – средства местных бюджетов, 5% - вклад граждан. 

С каждым годом увеличивается количество поселений, принявших участие в реализации данных областных законов – со 144 в 2013 году по закону «о сельских старостах» до 171 в 2017 году, по закону «об общественных советах» со 177 поселений в 2016 году до 187 – в 2017 году.

В настоящее время иные формы местного самоуправления в регионе представлены 1758 старостами и 444 общественными советами, в которых участвуют более 2,5 тыс.человек.

Ежегодно реализуются более 1000 мероприятий по закону «о сельских старостах», более 260 проектов – по закону «об общественных советах».

 

Информация по состоянию на 1 апреля 2017 года

 

© 2001-2017 гг. Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.