Концепция реформирования территориальной организации местного самоуправления Ленинградской области вывешивается с целью общественного обсуждения и сбора предложений по ее наполнению. Предложения и замечания принимаются в Комитете по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области до 15 июля 2013г.

Ваши замечания и предложения направляйтепо адресу электронного ящика: makarov426@gmail.com.

Все поступившие до 15 июля 2013 года предложения и замечания будут изучены, и в последствии размещены на этой странице.


 КОНЦЕПЦИЯ

реформирования территориальной организации местного самоуправления Ленинградской области

 I. Обоснование необходимости принятия и реализации Концепции

В результате реформы территориальной организации местного самоуправления, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), с 1 января 2006 года на территории Ленинградской области установлена двухуровневая система местного самоуправления.

Муниципальными образованиями первого уровня, наиболее приближенными к населению, являются городские и сельские поселения. Муниципальные районы и городской округ как самостоятельные муниципальные образования образуют второй уровень.

Городские и сельские поселения входят в состав территории соответствующих муниципальных районов, являются самостоятельными муниципальными образованиями с собственными полномочиями, органами и должностными лицами местного самоуправления.

На территории Ленинградской области с 1 января 2006 года было сформировано 222 муниципальных образования. В их числе 62 городских и 142 сельских вновь образованных поселений. Поселения вошли в состав 17 муниципальных районов. Также был образован Сосновоборский городской округ – единственный городской округ на территории Ленинградской области.

В 2009 году количество муниципальных образований уменьшилось с 222 до 221 в связи с объединением Светогорского городского поселения и Лесогорского городского поселения Выборгского района Ленинградской области.

Произошедшие за последнее время в Ленинградской области изменения в системе расселения, в размещении производственных сил, наличие большого количества дотационных и малонаселенных поселений, а также отсутствие принятых на федеральном уровне методик по определению минимальных нормативов расходных обязательств по вопросам местного значения делают весьма актуальной проблему укрупнения муниципальных образований Ленинградской области.

Необходимость объединения муниципальных образований Ленинградской области обусловлена, прежде всего, такими объективными факторами, как:

  • демографические особенности муниципальных образований (сокращение численности сельского населения);
  • уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований (преимущественно низкий уровень собственных доходов и значительные затраты на содержание органов местного самоуправления);
  • кадровая обеспеченность муниципальных образований (дефицит специалистов).

Демографические особенности муниципальных образований

Анализ состава муниципальных образований региона по количеству постоянно проживающего населения показывает, что в 77-ми (54% от общего количества сельских поселений) сельских поселениях области постоянно проживает менее 3000 человек.

Численность населения 10-ти сельских поселений области составляет менее 1000 человек и лишь в 65 сельских поселениях области проживает более 3000 человек.15 667 человек.

 

 

Средняя численность населения сельских поселений области составляет 3713 человек.
Наличие значительного количества сельских поселений с низким уровнем постоянно проживающего населения объясняется тем, что при утверждении границ сельских поселений соблюдался принцип, установленный частью 1 статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ. Согласно закону границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливались с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав.

В ходе реализации реформы местного самоуправления в сельской местности Ленинградской области установление границ сельских поселений происходило с учетом не только географических факторов. Также учитывались экономические, демографические, инфраструктурные и иные территориальные особенности. В результате число первичных территориальных единиц сократились почти на 30%. Вместо 204 волостей на территории Ленинградской области были образованы 142 сельских поселения. Таким образом, Ленинградская область не пошла по пути большинства регионов, где поселения образовывались в старых границах сельсоветов. При этом статус и границы муниципальных районов не изменялись. Муниципальные районы также неоднородны по количеству проживающего на их территории населения.

На территории пяти муниципальных образований – Всеволожского, Выборгского, Гатчинского, Кировского и Тосненского муниципальных районов проживает 54% всего населения Ленинградской области. На территории других 12-ти муниципальных районов и Сосновоборского городского округа проживает 46% населения области.

Уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований

Большинство муниципальных образований первого уровня Ленинградской области являются дотационными. Налоговые и неналоговые поступления (далее – собственные доходы) не позволяют поселениям выстраивать серьезную самостоятельную политику муниципального образования в части решения многих вопросов жизнеобеспечения населения.

Сложившуюся ситуацию можно проиллюстрировать на примере ряда сельских поселений Бокситогорского муниципального района (Анисимовское, Борское, Подборовское, Родогощинское, Климовское), Тихвинского муниципального района (Борское, Горское, Коськовское, Пашозерское, Мелегежское, Ганьковское). Доля дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в перечисленных выше поселениях превышает в 4 и более раз сумму собственных доходов.

 Значительная доля расходов собственных средств бюджетов поселений идет на содержание органов местного самоуправления. В некоторых поселениях, где уровень дотаций наиболее высок, расходы на содержание органов местного самоуправления превышают сумму собственных доходов местных бюджетов поселений. Данный факт говорит о финансово-экономической зависимости органов местного самоуправления от вышестоящих бюджетов и не позволяет муниципалитету выстраивать эффективные планы стратегического развития даже на среднесрочную перспективу.

Муниципальные образования первого уровня Ленинградской области по итогам 2011 года можно распределить следующим образом в зависимости от соотношения доли расходов бюджетов поселений на содержание органов местного самоуправления (далее - доля) к собственным доходам поселений:

  • в 70 поселениях доля составила от 10% до 30% собственных доходов;
  • в 51 поселении доля составила от 30% до 50% собственных доходов;
  • в 24 поселениях доля составила от 50% до 70% собственных доходов;
  • в 25 поселениях доля составила от 70% до 100% собственных доходов.

 Более того 33 из 203 поселений не имеют достаточных собственных средств даже на содержание органов местного самоуправления – доля расходов бюджетов данных поселений на содержание аппарата управления превышает в 1,5-2 раза собственные доходы поселений.

 

 

Представленная выше диаграмма показывает соотношение собственных доходов с расходами на содержание органов местного самоуправления поселений, в которых доля расходов бюджетов на содержание органов местного самоуправления превышает более чем в 1,5 раза собственные доходы.

В 2011 году расходы на содержание органов местного самоуправления всех муниципальных образований Ленинградской области первого и второго уровней составили около 3,3 млрд рублей, из которых органами местного самоуправления городских и сельских поселений за 2011 год на собственное содержание израсходовано около 2 млрд рублей. В целом, по сравнению с предыдущим периодом расходы увеличились на 3,3%.

Недостаточная финансовая обеспеченность органов местного самоуправления поселений, а также нехватка квалифицированных кадров приводит к тому, что многие поселения вынуждены передавать часть своих полномочий на уровень муниципального района.

В 2012 году 186 поселений (48 городских, 138 сельских) заключили соглашения с муниципальными районами о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения и только 15 поселений решали все вопросы местного значения самостоятельно. Всего в 2012 году, в целом по региону, было заключено 739 соглашений о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения от поселений муниципальным районам.

Соглашения по передаче полномочий чаще всего заключались по решению следующих вопросов местного значения: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета (159 соглашений); утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки и т.д. (127 соглашений); осуществление внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счётным органом (55 соглашений); организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (53 соглашения); организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (52 соглашения); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (34 соглашения); формирование архивных фондов поселения (32 соглашения); организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения (28 соглашений).

В 2012 году по количеству переданных полномочий на уровень муниципальных районов поселения распределились следующим образом:

от 1 до 5 вопросов – 147 поселений,
от 6 до 10 вопросов – 40 поселений,
от 10 до 20 вопросов – 0 поселений,
более 20 вопросов – 3 поселения.

В 2011-2012 годах появился ряд полномочий, вновь переданных поселениями муниципальным районам. Это полномочия, связанные с реализацией жилищного законодательства, полномочия в сфере регулирования тарифов коммунального комплекса, в сфере разработки прогнозов социально-экономического развития поселений, в сфере осуществления земельного контроля за использованием земель поселения и прочие.

 Кадровая обеспеченность муниципальных образований

В настоящее время очевидна тенденция ослабления кадрового состава сельских поселений, что в целом связано с естественным оттоком сельского населения и ухудшением демографической ситуации на селе.

На сегодняшний день в муниципальных образованиях первого уровня работают около 2 670 муниципальных служащих, что составляет 52% от общего количества муниципальных служащих муниципальных образований Ленинградской области. Как правило, это люди среднего и старшего возраста. Доля муниципальных служащих в возрасте от 40 до 59 лет составляет 64%. Большинство из них имеют опыт работы на должностях муниципальной службы более 10 лет. Уровень образования муниципальных служащих поселений характеризуется следующими показателями: около 70% имеют высшее образование, в том числе юридическое – 10%, экономическое – 32%, образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» – 11%, иное высшее – 47%. Около 26% муниципальных служащих поселений имеют среднее специальное образование, 4% – среднее.

Молодые специалисты, получившие соответствующее специальное образование, как правило, не стремятся остаться работать в сельской местности. Эти проблемы характерны для большинства муниципальных образований, территориально значительно удаленных от мегаполиса.

Также актуальной является проблема муниципального нормотворчества. Многочисленным сельским поселениям области приходится принимать однотипные муниципальные нормативные правовые акты, предписанные Федеральным законом № 131-ФЗ, число которых ежегодно увеличивается. В связи с этим, местные бюджеты несут большую нагрузку по финансированию их официального опубликования.

Учитывая большое количество поселений Ленинградской области с численностью населения менее 3000 человек со слабым экономическим потенциалом, недостаточной финансовой обеспеченностью закрепленных полномочий, а также нехваткой квалифицированных кадров целесообразно проведение укрупнения муниципальных образований.

При объединении нескольких поселений в одно и наличии одного общего бюджета, общего имущества, одного исполнительно-распорядительного органа можно будет более рационально использовать бюджетные средства, направляя их на выполнение первостепенных задач, потребуется меньше средств на содержание управленческого аппарата. Таким образом, укрупнение муниципальных образований приведет к повышению эффективности управления территориями.

К вопросу укрупнения поселений необходимо подходить взвешенно, с учетом демографических, социальных, экономических, инфраструктурных и иных факторов и, безусловно, учитывать мнение проживающего на данной территории населения.

II. Цели реализации Концепции

Реализация Концепции направлена на достижение следующих целей:

1. Повышение уровня сбалансированности местных бюджетов поселений

Укрупнение поселений позволит избежать ситуации, при которой размеры бюджетов различных поселений на территории одного муниципального района значительно различаются. Тщательно продуманный, взвешенный подход к процессу укрупнения поселений даст возможность добиться относительного «выравнивания» территорий с точки зрения их бюджетной обеспеченности.

2. Сокращение численности муниципальных служащих и должностных лиц местного самоуправления

Укрупнение поселений приведет к уменьшению их числа и, как следствие, к сокращению совокупного числа местных чиновников. При этом в каждом конкретном (вновь образованном) поселении штат сотрудников администрации наоборот увеличится, что позволит эффективнее распределить обязанности и нагрузку между работниками. В целом «административная нагрузка» на местные бюджеты сократится.

3. Экономия средств местных бюджетов и повышение финансовой обеспеченности сельских поселений

Сокращение численности аппаратов местных чиновников в результате укрупнения поселений позволит сократить расходы на их содержание в местных бюджетах и направить высвободившиеся финансовые ресурсы на решение вопросов местного значения (ремонт дорог, освещение, благоустройство и т.д.).

4. Укрепление кадрового потенциала органов местного самоуправления сельских поселений области

Укрупнение сельских поселений создаст конкурентную среду при отборе кадров в органы местного самоуправления, даст возможность главам сформировать действительно дееспособную команду, которая будет не только решать текущие задачи, но и планировать перспективное развитие территории. Также это создаст лучшие условия для формирования управленческого резерва на местном уровне.

5. Повышение административной управляемости территорий

Сокращение количества сельских поселений приведет к соответствующему сокращению количества должностных лиц, что положительным образом скажется на управляемости и мобильности местной власти внутри муниципальных районов.

6. Формирование и развитие институтов гражданского общества

Частью Концепции является поддержка и развитие иных форм осуществления местного самоуправления на территории Ленинградской области (старосты и общественные советы) в соответствии с областным законом № 95-оз от 14 декабря 2012 года «О содействии развитию на части территорий муниципальных образований Ленинградской области иных форм местного самоуправления» в целях решения первоочередных вопросов местного значения, в том числе вопросов благоустройства территорий.

7. Сокращение организационных и финансовых затрат на проведение выборов в органы местного самоуправления области

Сокращение количества сельских поселений приведет к сокращению количества депутатов представительных органов поселений, что в средне- и долгосрочной перспективе позволит сэкономить организационные и финансовые ресурсы на проведение соответствующих выборов.

8. Повышение инвестиционной привлекательности сельских поселений

Укрупнение поселений и централизация органов управления позволит снизить административные барьеры для прихода инвесторов на территорию области.

9. Формирование «точек роста» на муниципальном уровне

Перспективное сконцентрированное развитие административных центров и прилегающих территорий вновь образованных укрупненных поселений, обладающих большим экономическим и человеческим потенциалом, при определенной ресурсной поддержке послужит формированию в них «точек роста» для дальнейшего ускорения социально-экономического развития территорий.

III. Критерии реализации Концепции

При рассмотрении возможности объединения конкретных центром поселений необходимо учитывать следующие минимальные критерии для вновь образуемых поселений:

1. Объединяемые поселения должны иметь непосредственные границы друг с другом. Принцип целостности территорий не должен нарушаться.

2. Объединение поселений следует считать оптимальным в случае, если численность постоянно проживающего населения во вновь образуемом поселении составит 3000 и более человек или будет максимально приближена к указанному значению.

3. На территории вновь образуемого поселения, как правило, должны находиться объекты социальной инфраструктуры (образовательные учреждения, учреждения культуры, связи, социального обслуживания, медицинские, спортивные учреждения).

4. Вновь образуемое поселение должно иметь автобусное сообщение между административным центром поселения и административным центром соответствующего муниципального района, а также автобусное сообщение между административным центром вновь образованного поселения и населенным пунктом, который прежде являлся административным присоединившегося муниципального образования.

5. На территории вновь образуемого поселения должно находиться почтовое отделение. 

IV. Базовые минимальные социально-экономические принципы реализации концепции

Реализация Концепции будет строиться с учетом следующих минимально допустимых принципов, дающих возможность говорить об эффективности ее реализации. С учетом местных особенностей указанные принципы могут быть скорректированы по предложениям соответствующих органов местного самоуправления. 

1. Недопустимость отдаления власти от населения

Концепция исходит из того, что жители муниципальных образований не должны ощутить негативных последствий преобразования поселений. Заложенный в Федеральном законе № 131-ФЗ принцип приближения местной власти к населению не должен нарушаться. Таким образом, на месте ликвидируемой администрации присоединяемого поселения в обязательном порядке остается территориальное подразделение (статус и конкретное наименование устанавливается исходя из «зоны обслуживания» вновь образуемого поселения), которое обеспечивает необходимые условия для оказания повседневных услуг населению (прием граждан, выдача справок и т.д.). Для решения более существенных вопросов глава администрации, заместители главы администрации вновь образованного поселения по мере необходимости осуществляют личный прием граждан на соответствующей присоединенной территории.

В настоящее время в Ленинградской области принят и реализуется областной закон № 95-оз от 14 декабря 2012 года «О содействии развитию на части территорий муниципальных образований Ленинградской области иных форм местного самоуправления» (далее – областной закон № 95-оз). Закон направлен на активизацию участия граждан в решении вопросов местного значения в сельских населенных пунктах путем развития института сельских старост на территории Ленинградской области.

В соответствии с областным законом № 95-оз на территории Ленинградской области активно развивается институт сельских старост, выступая одним из важнейших инструментов конструктивного взаимодействия населения и администрации муниципального образования. Институт старост осуществляет свою деятельность с 1993 года. В настоящее время в 2 945 населенных пунктов области, из которых 2 882 сельских, осуществляют свою деятельность 1 400 старост.

Опыт развития территорий муниципальных образований, где успешно реализуется данное направление работы, доказал дальнейшую необходимость организации работы со старостами в целях оперативного решения первоочередных задач местного значения.

2. Недопустимость отчуждения имущества объединяемых поселений

Все движимое и недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности присоединяемых поселений переходит в муниципальную собственность вновь образованного поселения, за исключением объектов жилищного фонда, по которым сделки приватизации оформлены и находятся на государственной регистрации.

При этом необходимо предусмотреть возможности финансирования расходов, необходимых при переходе прав собственности на имущество иному муниципальному образованию для государственной регистрации первичного права, перехода права и права нового муниципального образования, оформления технической и землеустроительной документации по принятым объектам.

3. Недопустимость отчуждения финансовых средств объединяемых поселений

Высвобождающиеся по причине сокращения численности должностных лиц и муниципальных служащих органов местного самоуправления присоединяемых поселений финансовые средства полностью остаются во вновь образованном поселении. При этом на содержание органов местного самоуправления может быть направлено не более 25% сэкономленных средств. Оставшаяся часть направляется на решение вопросов местного значения.

4. Гарантии трудоустройства квалифицированных кадров

Должностным лицам и муниципальным служащим присоединяемых поселений, сокращаемым в результате преобразований должны быть предложены варианты трудоустройства в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях.

V. Риски реализации Концепции

Реализация Концепции сопряжена с некоторыми социально-экономическими рисками.

1. Рост социальной напряженности

В малочисленных сельских поселениях, зачастую, работа в органах местного самоуправления и соответствующих учреждениях бюджетной сферы является единственным источником доходов для местного населения. Учитывая компактность проживания в сельских поселениях, резкое сокращение доходов одного жителя существенно влияет на благосостояние его семьи и родственников, т.е. происходит «цепная реакция».

Сокращение численности муниципальных служащих и должностных лиц местного самоуправления в присоединяемом поселении может привести к росту социальной напряженности на соответствующей территории, снижению реальных доходов населения, снижению поступления в местные бюджеты налога на доходы физических лиц, росту безработицы в условиях того, что новые рабочие места не создаются.

Учитывая масштабность преобразований на территории области, реализация Концепции, в некоторых случаях может привести к увеличению социальной напряженности.

2. «Консервация» развития некоторых населенных пунктов области

Ликвидация администраций в присоединяемом поселении в среднесрочной перспективе повлечет за собой концентрацию административно-хозяйственных учреждений и организаций в административном центре вновь образованного поселения, что может привести к оттоку части населения из некоторых населенных пунктов присоединяемого поселения в новый административный центр или в населенные пункты, расположенные в непосредственной близости от него. В результате этого, часть населения населенных пунктов в неперспективных для рекреационных целей направлениях будет сокращаться.

3. Издержки переходного периода

В среднем на одно поселение области приходится 14 населенных пунктов при средней площади поселений – 364 км2. При объединении поселений «зона обслуживания» населения расширяется и увеличивается нагрузка на органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования. В случае недостаточно четкой организации процесса управления в краткосрочном периоде во вновь образованном поселении могут возникнуть перебои с предоставлением необходимых муниципальных услуг населению, что вызовет волну недовольства со стороны местного населения. Ситуация может усугубиться тем, что с момента выражения мнения по вопросу преобразования до момента формирования органов местного самоуправления вновь образованного поселения должно пройти не менее четырех месяцев (сроки установлены федеральным законодательством и сокращению не подлежат). Таким образом, потребуется четкая организация работы по бесперебойному предоставлению необходимых услуг населению на местном уровне власти и постоянный контроль со стороны органов государственной власти области, а также поддержка и развитие иных форм осуществления местного самоуправления.

VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции

  1. Повышение статуса вновь образованного муниципального образования

Объединение поселений будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию вновь образованного муниципального образования, повышению его конкурентоспособности, привлекательности и позволит ему занять более значимое место в составе муниципального района.

  1. Повышение эффективности и самостоятельности должностных лиц и органов местного самоуправления поселений в решении вопросов местного значения

Объединение ресурсов поселений, а также привлечение дополнительных финансовых средств позволит должностным лицам и органам местного самоуправления поселений оптимизировать расходы местных бюджетов и сосредоточить свои усилия на решении сложных задач, охватывающих все области их компетенции, будут способствовать повышению качества и доступности предоставления муниципальных услуг. Также в результате объединения отпадет необходимость передачи ряда полномочий поселений на уровень муниципального района и упростится механизм принятия управленческих решений в сравнении с организацией межмуниципального сотрудничества.

  1. Повышение оперативности и ответственности в принятии решений должностными лицами и органами местного самоуправления поселений

Объединение будет способствовать созданию эффективной системы управления на уровне вновь образованного муниципального образования, выстроенной на основе четкого разграничения полномочий между подразделениями, обязанностей и ответственности за принимаемые решения. В результате объединения произойдет сокращение муниципальных служащих, будут упразднены дублирующие функции. Упростится информационный обмен, станет более прозрачной и понятной система взаимодействия внутри муниципального образования.

  1. Снижение дотационности и повышение уровня сбалансированности местных бюджетов поселений

Объединение будет способствовать повышению финансовой дееспособности поселений за счет концентрации доходов в едином бюджете вновь образованного муниципального образования, будет способствовать снижению зависимости местного бюджета от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

  1. Повышение доступности и прозрачности информации о деятельности должностных лиц и органов местного самоуправления

В результате объединения будет сформировано единое информационное пространство вновь образованного муниципального образования. Информация будет размещаться в единых средствах массовой информации, интернет-ресурсах. Это позволит сократить расходы на содержание информационного обеспечения деятельности муниципальных образований, а также повысит оперативность работы в размещении информации.

  1. Развитие наиболее эффективных форм местного самоуправления на уровне сельских территорий

Объединение поселений потребует создания и развития новых форм местного самоуправления на части территорий вновь образованного муниципального образования (старосты сельских населенных пунктов и общественные советы) посредством вовлечения населения муниципальных образований в решение первоочередных вопросов местного значения. Также позволит выстроить диалог с представителями институтов гражданского общества при принятии вопросов в различных сферах общественной жизни муниципалитета.

  1. Повышение уровня социально-экономического развития вновь образованного поселения

Концентрация ресурсов на наиболее важных направлениях развития территории вновь образованного поселения будет способствовать улучшению качества жизни на территории данного муниципального образования, обеспечит эффективное исполнение муниципальных программ, а также расширит участие на условиях софинансирования в областных программах и проектах. Последнее создаст благоприятные условия для решения важных вопросов жизнеобеспечения сельского населения (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортное сообщение, благоустройство и т.д.).

  1. Формирование положительного имиджа местного самоуправления

Объединение муниципальных образований повысит инвестиционную привлекательность территории вновь образованного муниципального образования, в том числе за счет роста предложения на выделение земельных участков под строительство, что в значительной мере повлияет на общий уровень экономического развития данного муниципального образования, приведет к росту доходов местного бюджета. Более полное использование потенциала объединенных муниципальных образований создаст условия для формирования полюсов роста, даст новые стимулы к устойчивому развитию муниципального образования и позволит создать необходимые условия для комфортного проживания населения на территории муниципального образования. 

VII.Сроки реализации Концепции

Преобразование поселений предполагается завершить проведением выборов в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований области не позднее 2014 года.

 



Документы по теме:
::  Об осуществлении комитетом методического обеспечения деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов ОМСУ Ленинградской области (626Кб)

© 2001-2017 гг. Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.