Доклад председателя комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Л.В. Бурак на расширенном заседании Совета старост Ленинградской области «Реализация областных законов «О сельских старостах» и «Общественных советов в административных центрах» в 2016 году»

I. Реализация областных законов в 2016 году

1. В настоящее время на территории Ленинградской области действуют два областных закона, устанавливающие принципы поддержки и развития иных форм местного самоуправления посредством инициативного бюджетирования:

- от 14 декабря 2012 года № 95-оз (о сельских старостах);

- от 12 мая 2015 года № 42-оз (об общественных советах в административных центрах)

Данные законы имеют схожие механизмы содействия поддержке и развитию иных форм местного самоуправления в поселениях, направленные на повышение гражданской активности при решении вопросов местного значения.

Поддержка инициатив граждан осуществляется в рамках государственной программы «Устойчивое общественное развитие в Ленинградской области» продление действия которой, в соответствии со стратегией развития региона, планируется до 2024 года.

2. В 2016 году в реализации закона «О сельских старостах» в общей сложности участвовали все муниципальные районы (171 из 199 поселений).

На реализацию закона из областного бюджета было выделено 210 млн рублей, при этом софинансирование из местных бюджетов составило 47,7 млн рублей, что в среднем составляет 22,7 процента от общей суммы субсидии.

Реализовано 1196 мероприятий, и это уже ежегодно-стабильная цифра.

3. Основными направлениями реализации субсидии стали:

  • Дорожная сфера:

- ремонт дорог общего назначения;

- грейдирование;

- ремонт мостов;

- закупка материалов для ремонта дорог.

По данной сфере реализовано 310 мероприятий на общую сумму 76 млн рублей. Это самый затратный вопрос местного значения в сельских населенных пунктах.

  • Освещение. В комплекс мероприятий в этой сфере входят приобретение энергосберегающих светильников и демонтаж старых с установкой новых элементов уличного освещения.

По данному направлению реализовано 178 мероприятий на общую сумму 44,6 млн рублей.

  • Третье место по объемам финансирования – пожарная безопасность: (оборудование подъездов к пожарным водоемам, очистка старых и создание новых водоёмов, приобретение противопожарного оборудования)

Всего реализовано 116 мероприятий на общую сумму 27 млн рублей.

  • Благоустройство – четвертое по объемам финансирования 16,5 млн рублей.

К работам в данной сфере относится:

- закупка и установка малых архитектурных форм;

- ремонт дорожных переходов;

- организация парковочных мест и остановок для транспорта;

- благоустройство кладбищ, домовых и придомовых территорий;

- газификация (схемы газоснабжения, топливные расчеты).

Всего: 132 мероприятия.

Хочу отметить, что мы намеренно включили вопросы газификации в благоустройство, т.к. это вопросы улучшения качества жизни населения, а их доля в общем объеме незначительна как по количеству (всего 6 мероприятий) так и по объемам финансирования (418 тысяч рублей).

  • Детские и спортивные площадки:

Из-за большой востребованности у жителей мероприятий по организации в поселениях детских и спортивных площадок, мы их выделили в отдельную сферу, хотя они и являются объектами благоустройства.

В общей сложности в данной сфере реализуется почти столько же мероприятий, сколько в сфере благоустройства – 126 мероприятий. Объем затраченных денежных средств равен 13,8 млн рублей.

  • Мусор – уборка несанкционированных свалок, создание контейнерных площадок для твердых бытовых отходов, спил деревьев и закупка техники.

Всего: 72 мероприятия на сумму 11,4 млн рублей.

  •  Водоснабжение – ремонт и очистка старых колодцев, создание новых (111 мероприятий на 7,8 млн рублей)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что:

 1/3 всего объема финансирования приходится на дороги;

 21,6% от общего объема – это благоустройство, детские и спортивные площадки вместе взятые;

20% – это освещение;

больше 10% от общего объема финансируются вопросы пожарной безопасности (12,8%) и уборки территорий (11,4%);

3,6% – вопросы водоснабжения.

 

4. 2016 год стал первым годом реализации закона об общественных советах в административных центрах (42-оз). В мероприятиях приняли участие представители всех муниципальных районов, общая численность участвующих поселений составила 177.

Из областного бюджета было выделено 250 млн рублей, местное софинансирование составило 56 млн рублей или 22% (плюсом к 250 миллионам). Отличие 42-го областного закона от 95-го в обязательном участии жителей территории (в денежной форме или в форме трудового участия) в решении вопросов местного значения. В итоге вклад граждан или юридических лиц в 2016 году составил 12,78 млн рублей (5,2%).

Реализовано в административных центрах 267 проектов.

 

5. Основными направлениями реализации субсидии, как и в сельских населенных пунктах стали:

  • Благоустройство, конечно, в административных центрах благоустройство на первом месте, однако в целом данное направление по запросам жителей аналогично 95-му областному закону:
  • установка малых архитектурных форм;
  • спил деревьев, благоустройство кладбищ;
  • очистка водосточных канав и установка стендов/указателей;
  • ремонт банных комплексов,
  • ремонт пешеходных переходов;
  • тротуаров, ремонт мостов;
  • обустройство парковок автомобильного транспорта.

Всего реализовано 113 проектов на общую сумму 136 млн рублей.

  • Дорожная сфера – стабильно востребована населением. В основном, это и ремонт дорог общего назначения, и их грейдирование;

Всего реализовано 55 проектов на общую сумму 75 млн рублей.

  • Проекты по освещению населенных пунктов (приобретение энергосберегающих светильников, демонтаж старых и установка новых элементов уличного освещения) всегда востребованы жителями региона.

За 2016 год в административных центрах по данному направлению реализовано 45 проектов на общую сумму 46 млн рублей.

  • Детские и спортивные площадки:

Всего реализовано 33 мероприятия. Объем затраченных денежных средств равен 42,2 млн рублей.

  • 9 проектов на сумму 11 млн рублей по обустройству контейнерных площадок для твердых бытовых отходов.
  • установка котельного оборудования, а также подключение домов к существующим сетям водоснабжения. Всего реализовано 6 проектов на общую сумму 6,3 млн рублей.

Вот это и есть итоги работы в 2016 году.

 

6. Если говорить о реализации законов в 2017 году, то объем государственной поддержки предусмотрен на уровне 2016 года – 210 млн рублей и 250 млн рублей.

В соответствии с задачами, поставленными губернатором в прошлом году по перечислению субсидий муниципалитетам до 1 апреля 2017 года, комитетом приняты меры по пересмотру плана-графика работы по реализации областных законов. Ещё в прошлом году проведен отбор поселений на предоставление субсидий, в январе-феврале проведена работа по заключению соглашений, и на данный момент по 42-му областному закону субсидии в полном объеме перечислены поселениям, по закону о старостах сегодня в поселения уходят последние субсидии. Поручение выполнено.

К реализации планируется 1169 мероприятий в сельских населенных пунктах 172 поселений и 278 проектов в административных центрах 187 поселений.

 

II. Теперь о перспективах совершенствования законодательства в данной сфере

Все мы с Вами понимаем, что и 95 и 42-й областные законы – это одно направление. Поэтому считаем целесообразным унифицировать законы «о сельских старостах» и «об общественных советах в административных центрах».

В таком виде они уже реализовали свои задачи по организации в муниципальных образованиях Ленинградской области институтов старост и общественных советов.

Дальнейшее развитие данного направления требует комплексного подхода, в котором упор будет сделан на более широкое участие жителей региона в реализации предложенных ими же мероприятий.

Но не только это требуется сегодня для успешной реализации данного направления. Практика показала, что некоторые нормы со временем потеряли свою актуальность, а некоторые необходимо трансформировать:

- по предложениям органов местного самоуправления, и комитет их поддерживает, необходимо упростить и унифицировать принципы формирования частей территорий, как для сельских населенных пунктов, так и для административных центров поселений. Границы численности в 50, 500, 2000 человек и зависимость от той или иной застройки (многоэтажной, малоэтажной) при определении части территории будет ликвидирована.

Данный вопрос будут решать советы депутатов муниципальных образований самостоятельно, по предложению главы администрации муниципалитета.

Также требуется добавить:

- норму о фиксации в протоколах конкретных объектов или мест (территорий), где планируется осуществить местные инициативы. Данная норма уже реализуется органами местного самоуправления при подаче заявок и является результатом реализации законов;

- норму о фото- или видеофиксации проведения собраний жителей и общественных советов, на которых жителями или общественными советами определяются мероприятия, форма и объемы участия граждан в них. Норма позволит объективно оценивать легитимность собрания жителей или общественных советов при принятии решений.

В связи с необходимостью решения органами местного самоуправления вопросов возмещения старостам и председателям общественных советов затрат на реализацию их общественных функций (телефон, проезд и др.), особенно при изменении пенсионного законодательства, требуется уточнение понятия «общественной основы» исполнения полномочий старостами и председателями общественных советов.

Данная норма требует расшифровки в виде уточнения понятия «общественной» – «общественной, т.е. добровольной» основе. В связи с чем нормы закона будут дополнены возможностью заключения администрацией договоров об исполнении общественных полномочий на добровольной основе и компенсации понесенных затрат.

Основанием для данного нововведения служат неоднократные обращения органов местного самоуправления о невозможности выплачивать дополнительные денежные средства старостам и председателям общественных советов при получении ими государственной пенсии, что ведет к отказу жителей от общественной работы в пользу компенсации пенсионных выплат.

- по просьбе старост и председателей общественных советов, а также исходя из практики работы муниципалитетов, которым не всегда удается вовремя проконтролировать или провести фото-фиксацию процесса выполнения скрытых работ, процесса осуществления работ, планируется расширить условия предоставления субсидий нормой об обязательном наличии у поселения муниципального акта, устанавливающего порядок осуществления жителями (особо хочу отметить - участниками деятельности иных форм местного самоуправления) общественного контроля за реализацией предложенных мероприятий.

Принцип: предложил проект – участвуешь в реализации – участвуешь в контроле, должен стать основным для жителей в решении вопросов местного значения.

Данная норма успешно реализуется на практике администрацией Сосновоборского городского округа Ленинградской области.

Вот в этом направлении мы и планируем двигаться по совершенствованию нашей правовой базы.

Уважаемые старосты, руководители общественных советов! Сегодняшняя встреча стала важным итоговым событием, еще одного года нашей общей работы по реализации таких значимых законов, как 95-й 42-й, которые известны каждому жителю Ленинградской области, как законы о старостах и общественных советах. А еще их называют законами «Добрых дел». Совершенно справедливо и очень заслуженно каждого из вас мы считаем нашими надежными помощниками. Позвольте поблагодарить вас за ответственное, мудрое отношение к своим общественным обязанностям, заботу о людях, стремление создавать более достойные и комфортные условия жизни для своих земляков. 

© 2001-2018 гг. Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.