Выступление председателя комитета Л.В.Бурак на заседании Межведомственного координационного совета при Правительстве Ленинградской области по защите прав потребителей

Здравствуйте, уважаемые члены Межведомственного координационного совета, Сергей Николаевич!

Для эффективной деятельности системы защиты прав потребителей в Ленинградской области продолжается реализация мероприятий подпрограммы «Развитие системы защиты прав потребителей» в рамках государственной программы «Устойчивое общественное развитие в Ленинградской области».

В прошлом году освоение средств областного бюджета на реализацию подпрограммы составило 98 % из запланированных 2,9 миллионов рублей, что является хорошим показателем.

К основным мероприятиям подпрограммы относятся:

обеспечение деятельности 18 информационно-консультационных центров в районах Ленинградской области;

издание информационно-справочных материалов для населения;

проведение семинаров для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и жителей региона на тему: «Законодательство о защите прав потребителей».

Кроме этого, в рамках подпрограммы проводятся не требующие дополнительного финансирования мероприятия, которые реализуются Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области. О них рассказала предыдущий докладчик – заместитель руководителя управления Ольга Викторовна Веденьева.

Большая часть финансирования подпрограммы «Развитие системы защиты прав потребителей» направляется на обеспечение деятельности информационно-консультационных центров. В 2016 году на эти цели было выделено 2,2 млн. рублей. И показатели, предусмотренные соглашениями с органами местного самоуправления о работе центров, выполнены в полном объеме.

В конце 2016 года Комитет провел выездные проверки работы ИКЦ.

Результаты проверок показали, что администрации соблюдают условия соглашений о предоставлении субсидий на обеспечение деятельности центров:

- во всех муниципальных образованиях предоставлены помещения для деятельности центров;

- их сотрудники обеспечены оргтехникой, средствами связи;

- информация о центрах (адреса, режим работы) размещается на официальных сайтах муниципальных органов власти  и в районных средствах массовой информации.

Во многих администрациях оформлены информационные стенды по вопросам защиты прав потребителей.

Анализ обращений граждан в ИКЦ показал, что наибольшее количество обращений связано с  нарушением прав потребителей в сфере торговли.

Среди них:

-  контроль качества и цен на пищевые продукты;

- приобретение некачественных товаров (бытовой техники, мобильных телефонов, запчастей, мебели, одежды и  обуви);

- нарушение установленных законодательством сроков удовлетворения требований потребителей: ремонта, обмена или возврата товаров ненадлежащего качества;

-  нарушение сроков передачи потребителям предварительно оплаченных товаров;

- предоставление недостоверной информации о товарах, в том числе в случаях покупки товаров дистанционном способом.

На втором месте у жителей Ленинградской области вопросы предоставления качественных услуг в сфере ЖКХ, в том числе разъяснения потребителям изменений в законодательстве.

Далее идут вопросы, связанные с выполнением работ и оказанием  бытовых услуг (изготовлением мебели, установкой пластиковых окон и так далее).

Среди проблемных тем – обращения граждан, касающиеся оказания финансовых услуг. Например, навязывание дополнительных услуг при оформлении потребительских кредитов.

Отмечу, что в информационно-консультационных центрах оказывается бесплатная юридическая помощь населению. Здесь работают квалифицированные специалисты с большим опытом работы в сфере защиты прав потребителей – это юристы, консультанты-практики, бывшие сотрудники территориальных органов Роспотребнадзора.

Для ИКЦ установлены показатели результативности их работы, которые прописаны в государственной программе. Среди этих показателей:

- общее количество устных консультаций населению по защите прав потребителей;

- подготовка претензионных писем и исковых заявлений.

В 2016 году удалось сохранить высокий уровень оказания этих услуг жителям области: в общей сложности специалисты центров провели более 5000 консультаций, что превышает плановый показатель более чем на 70%!

Актуальной задачей остается повышение правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей.

При поддержке нашего Комитета региональным отделением общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей «Объединение потребителей России» в Сланцевском и Гатчинском районах в прошлом году проведено 2 обучающих семинара.

На них рассматривались темы:

-  финансовой грамотности и  безопасности граждан,

-  качества услуг, оказываемых кредитными и финансовыми организациями,

- наработанная практика рассмотрения судами дел по защите прав потребителей.

Семинары проводили специалисты Роспотребнадзора и «Объединения потребителей России».

Также по заказу комитета были разработаны, изданы и направлены в муниципальные образования информационно-справочные материалы по защите прав потребителей. В памятках и справочниках  содержится:

 - информация, разъясняющая порядок действий потребителя для защиты своих прав;

- информация о необходимых документах и образцы по их заполнению при обращении в суды;

 - адреса и время работы районных информационно-консультационных центров и территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области.

Актуализирована и расширена инфотека по защите прав потребителей. Ознакомиться с материалами инфотеки жители могут в ИКЦ.  

Приемными Губернатора Ленинградской области в районах под эгидой подведомственного Комитету учреждения «Дом дружбы» также проведен ряд мероприятий по информированию и консультированию населения по вопросам защиты прав потребителей.

Обучающие семинары состоялись в 9 сельских поселениях Тихвинского района и 6-ти Гатчинского. Отзывы населения положительные.

Это кратко об итогах 2016 года. Теперь о планах на 2017 год.

Большое внимание мы продолжим уделять просвещению населения в этой сфере: планируем увеличить количество и тиражи выпускаемых памяток и справочников для жителей, разъясняющих законодательство в сфере защиты прав потребителей, действия граждан при защите своих прав, содержащих информацию о деятельности районных ИКЦ и территориальных отделов Управления Роспотребнадзора.

Справочные материалы мы будем распространять среди старост населенных пунктов и членов общественных советов, чтобы с ними могло ознакомиться большее количество жителей региона.

Обучающие семинары пройдут в Бокситогорском районе.

Уже заключены соглашения между Комитетом и муниципальными образованиями Ленинградской области о предоставлении в 2017 году субсидий из областного бюджета муниципальным районам на обеспечение деятельности информационно-консультационных центров. Поддержка деятельности ИКЦ по законной защите интересов и прав жителей Ленинградской области продолжается.

В заключении отмечу, что подпрограмма «Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области» сегодня очень востребована, поэтому ее финансирование в 2017 году сохранится в полном объеме.

Наряду с совместной деятельностью администрации региона и Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей считаю также необходимым активнее привлекать к данной работе общественные профильные объединения.

Поскольку одной из задач Межведомственного координационного совета является организация изучения общественного мнения по вопросам защиты прав потребителей, предлагаю в 2018 году провести социологический опрос жителей нашего региона о практическом применении «Закона о защите прав потребителя» и оценке населением работы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области в этой сфере.

 

 

© 2001-2018 гг. Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.