Доклад председателя комитета Л.В.Бурак на отчетной коллегии комитета по итогам 2016 года и перспективам 2017 года

 

Добрый день, уважаемые члены президиума, а также все участники коллегии!

Сегодня мы подводим итоги работы Комитета за 2016 год.

Могу сказать: то, что было запланировано, нам удалось выполнить и реализовать практически в полном объеме.

Показателем, характеризующим нашу работу, является исполнение за 2016 год государственной программы «Устойчивое общественное развитие в Ленинградской области», в части курируемой Комитетом, на 99,6 %.

Комитетом в прошлом году было проведено более 150 мероприятий с охватом до 144 тысяч человек.

Сейчас я хочу более подробно остановиться на отдельных основных направлениях деятельности Комитета.

***

Одним из основных направлений является оказание государственной поддержки местных инициатив граждан, которая осуществляется в рамках государственной программы «Устойчивое общественное развитие в Ленинградской области», через реализацию областных законов о старостах и об общественных советах в административных центрах поселений.

В прошлом году во всех муниципальных районах Ленинградской области активно осуществлялись мероприятия по решению вопросов местного значения, предложенные жителями, старостами и общественными советами административных центров поселений.

Инициатива граждан в основном направлена на улучшение условий и качества жизни – это ремонт дорог, уличного освещения, благоустройство придомовых территорий, скверов, обустройство контейнерных площадок, улучшение водоснабжения, противопожарные мероприятия, обустройство детских и спортивных площадок.

В 2016 году на реализацию закона о старостах субсидии из областного бюджета получило 171 поселение, на реализацию закона об общественных советах в административных центрах - 177 поселений. Общая сумма субсидий из областного бюджета  составила 460 млн. рублей. Софинансирование за счет средств местных бюджетов в среднем составило 23% от предоставленного объема субсидий, вклад граждан  пять процентов.

Всего реализовано 1196 мероприятий в сельских населенных пунктах и 260 проектов в административных центрах.

В августе 2016 года в Таврическом дворце состоялась встреча на тот момент Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкина со старостами населенных пунктов Ленинградской области.

На встрече старосты и председатели общественных советов поделились опытом своей работы с Председателем Государственной Думы и Губернатором Ленинградской области.

***

Другим направлением деятельности Комитета является организация различных форм обучения муниципальных служащих и должностных лиц местного самоуправления.

В рамках государственной программы за счет областного бюджета в 2016 году организовано повышение квалификации 220 человек. Финансирование мероприятия составило 1,5 млн. рублей.

В 2016 году обучение проводилось «Российской академией народного хозяйства и государственной службы» по 10 программам повышения квалификации объемом 40 учебных часов каждая.

Новой темой 2016 года стало обучение основам и практическим навыкам проектного управления в государственном секторе, организованном в соответствии с поручением Губернатора Ленинградской области по внедрению проектного управления в органах власти.

Проектное управление в прошлом году впервые изучили 27 руководителей муниципальных образований первого уровня из разных районов Ленинградской области.

***

В рамках полномочий Комитета по ведению регистра в 2016 году при совместной работе с Государственным экспертным институтом регионального законодательства сохранен высокий показатель количества актов, содержащихся в регистре.

Комитетом регулярно проводились мероприятия, направленные на повышение качества его формирования:

-осуществлялось консультирование специалистов муниципальных образований по вопросам предоставления необходимых муниципальных правовых актов,

- проводились семинары.

Одновременно продолжалась работа по выявлению органов местного самоуправления, не предоставляющих копии муниципальных актов. При выявлении соответствующих недостатков с муниципальными образованиями проводилась работа по их устранению.

С целью оказания методической помощи органам местного самоуправления в прошлом году организовано 32 выезда в муниципальные образования.

Проведенная работа позволила улучшить оперативность пополнения регистра.

Следует отметить, что по количественному показателю объема работ Ленинградская область занимает в настоящее время, согласно данным официального портала 13 место среди субъектов Российской Федерации и второе место в Северо-Западном федеральном округе.

Фактически обеспечена еженедельная актуализация регистра, что позволяет заинтересованным гражданам и организациям получать необходимую информацию через сеть «Интернет».

В декабре 2016 года Комитет, совместно с Государственным экспертным институтом регионального законодательства принял участие в разработке Федеральной службой охраны Российской Федерации алгоритма по электронному опубликованию на pravo.gov.ru муниципальных нормативных правовых актов.

Ленинградская область является первым субъектом Российской Федерации, участвующим в разработке данного алгоритма.

В случае достижения положительного результата опыт будет распространен на всю территорию Российской Федерации.

Хочу отметить, что этот проект, при внедрении его только в городском округе и муниципальных районах Ленинградской области позволит достичь экономии бюджетных средств указанных муниципальных образований в сумме не менее 50 млн. рублей.

***

В соответствии с планом мероприятий подпрограммы «Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области» в 2016 году Комитетом была обеспечена деятельность 18 информационно-консультационных центров (ИКЦ).

Сотрудниками ИКЦ проведено более 5000 консультаций, подготовлено около 1000 претензионных писем и 200 исковых заявлений (аналогично в 2015 году).

Основными острыми вопросами, с которыми обращаются жители муниципальных образований к специалистам ИКЦ, являются вопросы: нарушения прав потребителей в сфере торговли, выполнения работ и оказания бытовых услуг, предоставления услуг жилищно-коммунального характера, оказания финансовых услуг.

Региональным отделением Общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей «Объединение потребителей России» были организованы и проведены при участии Комитета 2 обучающих семинара для жителей Сланцевского и Гатчинского муниципальных районов, по законодательству о защите прав потребителей в сфере финансовых услуг.

Также подведомственным Комитету учреждением «Дом дружбы», под эгидой руководителей приемных Губернатора Ленинградской области, проведены семинары в 9 сельских поселениях Тихвинского
и 6-ти Гатчинского муниципальных районов. Отзывы населения положительные.

В рамках госпрограммы Комитетом изданы информационно-справочные материалы по защите прав потребителей, разъясняющие жителям порядок действий при защите своих прав и содержащие образцы документов для заполнения при обращении в суды, а также адреса и время работы районных ИКЦ и территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области.

***

В прошлом году у нас состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Законодательного собрания Ленинградской области, а также:

муниципальные, досрочные и дополнительные выборы некоторых поселениях Ленинградской области.

Комитетом совместно с Избирательной комиссией Ленинградской области оказывалось содействие органам местного самоуправления в подготовке и проведении выборов в единый день голосования.

***

В части территориальной организации местного самоуправления Ленинградской области Комитетом совместно с Законодательным собранием и Ломоносовским муниципальным районом, в 2016 году приняты областные законы по преобразованию Аннинского и Виллозского сельских поселений в городские.

***

Учитывая необходимость и высокую значимость мероприятий, направленных на разработку предложений по совершенствованию региональной политики в сфере местного самоуправления, Комитетом обеспечивается деятельность Совета по развитию местного самоуправления при Губернаторе Ленинградской области.

За прошлый год в соответствии с регламентом проведено 2 заседания Совета.

Советом рассматривались вопросы, связанные с эффективным управлением муниципальными финансами, особенностями формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области, актуализации регистра муниципальных нормативных правовых актов Ленинградской области, реализацией областных законов «О старостах» и «Общественных советах в административных центрах поселений».

В 2016 году продолжил работу Совет старост населенных пунктов Ленинградской области. В течение года состоялось 3 заседания Совета, рассмотрено 17 вопросов о развитии на территории Ленинградской области иных форм местного самоуправления.

В прошлом году Комитетом организовано 5 встреч Губернатора с депутатами Законодательного собрания Ленинградской области, а также проведены организационные мероприятия по изменению формата встречи. Если раньше в качестве предложений от депутатов на обсуждение поступало большое количество вопросов по различным сферам деятельности Правительства, то теперь встреча проводится по теме определяемой Губернатором Ленинградской области.

Это дало возможность депутатам всесторонне рассматривать интересующий их вопрос и дало возможность ответственным органам исполнительной власти более качественно готовить информацию на встречу.

Уже более трех лет Комитет координирует деятельность приемных Губернатора Ленинградской области в муниципальных образованиях.

Говоря об итогах работы в 2016 году хочу сказать, что руководителями приемных Губернатора проводилась большая работа по различным направлениям:

- организация приемов граждан, встречи с представителями общественных объединений, партийных организаций, участие руководителей приемных в совещаниях старост, общественных советов, культурно-массовых мероприятиях на территории муниципальных районов и городского округа. 

Именно такой формат работы позволяет им быть на «острие» общественной жизни.

Весь прошлый год в рамках специальной рабочей группы, в которую входили представители муниципалитетов, государственного экспертного института регионального законодательства, органов юстиции, Комитет работал над модельным Уставом для сельских поселений. Устав разработан, согласован Управлением Минюста по Ленинградской области и рекомендуется к применению для сельских поселений.

Отличительной его особенностью является то, что изначально разработанный для сельских поселений, документ универсален и легко адаптируется для городских поселений и муниципальных районов.

***

Отдельным, важным направлением работы Комитета является реализация задач в сфере государственной национальной политики.

Вертикаль, которая создана в Ленинградской области, в полной мере обеспечивает реализацию Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации.

В регионе функционируют:

- Совет при Губернаторе Ленинградской области по межнациональным отношениям;

- рабочая группа по вопросам гармонизации межэтнических отношений;

- экспертно-консультативный совет по национальной политике при Комитете;

- комиссия по межнациональным и межконфессиональным отношениям Общественной палаты Ленинградской области;

- 18 советов по межнациональным отношениям при главах администраций муниципальных районов и городского округа Ленинградской области;

- с периодичностью два раза в год выпускается альманах «Ладья», который уже получил общественное признание (три года подряд).

Системная работа в сфере этноконфессиональных отношений, межрелигиозного взаимодействия и поддержки этнокультурной самобытности народов, проживающих на территории Ленинградской области, привела к тому, что согласно данным социологических исследований доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Российской Федерации, проживающих в Ленинградской области, возросла в 2016 году на 12,7%, и составила 82,1%.

Работа по укреплению гражданского единства, гармонизации межнациональных отношений и содействию этнокультурному многообразию ведется в рамках двух подпрограмм:

«Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области»;

и «Поддержка этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов, проживающих на территории Ленинградской области».

Финансирование мероприятий из федерального и областного бюджета в 2016 году составило 39 млн. 325 тыс. рублей. Численность участников этнокультурных мероприятий составила порядка 143 тысяч человек.

***

Ключевым направлением нашей работы является обеспечение на территории Ленинградской области стабильных, устойчивых межнациональных отношений, организация межконфессионального диалога.

В 2016 году Комитетом реализован комплекс мероприятий по данному направлению.

Проведены:

- III-я Международная конференция «Церковь и война»,

- конференция «Духовные традиции российского предпринимательства»,

- ежегодная научно-практическая конференция «Финно-угорские народы Северо-Запада России», собравшая представителей четырех субъектов Федерации, а также гостей из Эстонии и Польши,

- впервые состоялась региональная научно-практическая конференция «Ислам в гармонизации межнациональных отношений».

Также реализованы этноконфессиональные проекты, которые способствуют решению государственных задач воспитания молодежи и населения на традиционных ценностях народов России, такие как:

- мобильная выставка о многонациональном и многоконфессиональном российском обществе,

- виртуальные выставки «Православная Россия: символы и образы», «Ислам на берегах Невы» и «Буддизм на берегах Невы»,

- мобильная фотовыставка «Межнациональный диалог – путь к гармонии в регионе» (прошла в 10 районах Ленинградской области).

Продолжена практика популяризации национально-культурных традиций региона:

- созданы два короткометражных анимационных видеофильма об исламе «Азбука ислама» и «Пятничная молитва» для детской и взрослой зрительской аудитории,

- анимационный проект «Моя большая деревня» о культуре и быте азербайджанского, армянского, башкирского и марийского народов.

- реализован уникальный проект Мобильный кукольный театр «Сказки народов России», а также проект «Традиционная культура коренных народов Ленинградской области» ориентированный на популяризацию фольклора, традиционных ремесел коренных народов Ленинградской области, сохранение традиций культуры и быта народов, издавна проживающих на нашей территории: русских, вепсов, води, ижор, ингерманландских финнов, карел.

В рамках общественного проекта «Культурное наследие народов России» состоялись фестивали культур народов, проживающих в регионе, кроме того проведены:

  1. Сельский Сабантуй в городе Тосно и традиционный для Ленинградской области татаро-башкирский национальный праздник «Сабантуй-2016» в деревне Энколово.
  2. третий этнокультурный фестиваль Ленинградской области «Россия – созвучие культур», который прошел с участием всех субъектов СЗФО в сентябре в городе Кингисепп.
  3. «Шуваловская ярмарка» в деревне Ополье Кингисеппского района.
  4. традиционный областной еврейский праздник «Ханука» в Лесколовском Доме культуры Всеволожского района.

Основа реализации национальной политики на территории Ленинградской области – это комплексный подход к вопросам сохранения и развития этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов, бережное отношение к запросам самих представителей этих народов и привлечение лучших специалистов для образовательных программ. Реализуемые Правительством Ленинградской области программы целиком создаются на основе предложений национальных организаций коренных малочисленных народов.

Важным направлением нашей работы является сохранение языков коренных малочисленных народов. Стартовавшие в 2014 году курсы в 2015-2016 годах дополнились видео-уроками по водскому, ижорскому и вепсскому языкам.

В прошлом году впервые при поддержке Комитета была разработана обучающая компьютерная игра для детей. В ней в интерактивной увлекательной форме дети могут познакомиться с культурой, традициями и бытом народов, проживающих на территории Ленинградской области.

В 2016 году при участии Комитета проведены такие традиционные народные праздники, как:

- «Древо Жизни» в Подпорожском районе;

- Межрегиональный фестиваль «Родники земли Климовской» и «Сырный день» в Бокситогорском;

- праздники «Сохраняя - возрождаем», «Лужицкая складчина» и «День коренных народов Ленинградской области» в Кингисеппском.

В Лодейнопольском районе, впервые, рамках Троицкого фестиваля, была проведена этноярмарка мастеров под открытым небом «С ремеслом спеши дружить!».

***

На территории региона с 2013 года реализуется уникальный и масштабный проект «Школа мигранта. Добро пожаловать в Ленинградскую область», который в 2016 году претерпел существенные изменения.

В результате мониторинга и анализа опыта соседних регионов было принято принципиальное решение – акцентировать внимание на тех мигрантах, которые планируют связать свою жизнь с Российской Федерацией и Ленинградской областью, ориентируются на долгосрочное пребывание на территории нашей страны.

Именно поэтому уделяется большое внимание социализации детей; лиц, осуществляющих трудовую деятельность на крупных предприятиях Ленинградской области; идет работа в тесном контакте с национальными объединениями на территории региона.

В 2016 году, в 5 муниципальных районах (Гатчинском, Выборгском, Всеволожском, Тосненском и Ломоносовском), среди детей-мигрантов (с привлечением их родителей) прошли курсы социальной адаптации. В течение 3 месяцев дети совместно с педагогом и психологом по специальной программе изучали русский язык, культуру общения, правила поведения в школе, особенности взаимодействия с другими школьниками.

Также были осуществлены 28 выездов мобильных консультативных пунктов с целью проведения мероприятий для трудовых мигрантов из числа лиц, осуществляющих трудовую деятельность в Ленинградской области.

Консультативные мероприятия прошли в 8 муниципальных районах и Сосновоборском городском округе (Всеволожском, Выборгском, Гатчинском, Тосненском, Ломоносовском, Кировском, Волосовском, Волховском).

В рамках реализации проекта в прошлом году впервые проведены 10 обучающих семинаров для лиц, осуществляющих образовательную и социокультурную работу с детьми-мигрантами, в том числе лиц, которые непосредственно привлечены к работе по социально-культурной адаптации детей-мигрантов.

По итогам работы III Всероссийского форума национального единства, прошедшего в октябре в Перми, реализуемый проект «Школа мигранта. Добро пожаловать в Ленинградскую область» получил высокую оценку специалистов. Общий охват проекта в 2016 году составил 1460 человек.

***

Для решения задач по сохранению межнационального
и межконфессионального мира, оперативного и своевременного урегулирования конфликтов в межнациональной и межконфессиональной сфере, выявления предконфликтных ситуаций и их предотвращения, в Ленинградской области проводится системный мониторинг.

В 2016 году осуществлена работа по подключению региона к Федеральной системе мониторинга межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

Комитет также участвовал в работе по созданию и развитию Фонда пространственных данных Ленинградской области, организованных комитетом по связи и информатизации Ленинградской области.

С целью анализа современного состояния межэтнических и межконфессиональных отношений Комитетом было организовано проведение очередного комплексного социологического исследования состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области.

Результаты исследования показали, что доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений возросла
с 69,4 % в 2015 году до 82,1 % в 2016 году, уровень толерантного отношения к представителям другой национальности возрос с 59,2% до 70 %.

Учитывая общероссийские резонансные события предшествующего времени, Ленинградская область в 2016 году стала одним из первых регионов Российской Федерации, организовавшим на своей территории исследование, посвященное социально-экономическим, этнокультурным и правовым аспектам интеграции цыган.

Исследование дало объективное представление об аспектах социальной интеграции цыган, их быте, отметило положительные моменты взаимосуществования с местным нецыганским населением, акцентировало внимание на мероприятиях, способствующих интеграции цыган, повышению их социального благополучия, что позволит в дальнейшем учитывать и развивать положительный опыт.

Чрезвычайно важным является и то, что исследование выявило и проблемные моменты, связанные в том числе и сохранением цыганами ряда традиций и обычаев, не вписывающихся в современные представления, позволило наметить пути нейтрализации отрицательных последствий бытования стереотипов.

По итогам исследования разработаны методические рекомендации по работе с цыганским населением для сотрудников органов местного самоуправления и государственных учреждений Ленинградской области.

***

Все вы помните историю создания в 2014 году, подведомственного нам учреждения, «Дом дружбы Ленинградской области». Этот офис, расположенный на второй Советской рядом с генеральным консульством Азербайджанской республики. Маленькие  офисные помещения, небольшой зал для выставок – всё по скромному. Вот так постепенно мы начинали свою работу по созданию, и я не побоюсь сказать, бренда «Дом дружбы Ленинградской области», известного сегодня на уровне всего Северо-Западного федерального округа.

В связи со значительным расширением спектра деятельности учреждения и стремительным развитием контактов с национально-культурными общественными объединениями (корейским, финнов-ингерманландцев, белорусским, татарским, украинским, узбекским, марийским, дагестанским, ингушским, чеченским, азербайджанским, казахским, коми землячеством, Центром коренных народов Ленинградской области) в 2016 году Губернатором было принято решение необходимости расширения Дома дружбы.

28 сентября в торжественной обстановке состоялось открытие Дома дружбы Ленинградской области, который расположился в историческом здании Малого Таврического Дворца в самом центре Санкт-Петербурга на Потемкинской улице.

На церемонии открытия Александр Юрьевич оценил событие как историческое и отметил, что межнациональные отношения получили «хороший фундамент» для дальнейшего развития.

В его трех корпусах находятся большой и малый конференц-залы, залы для размещения выставок национальных костюмов и предметов быта, а также предоставлены помещения для 14-ти областных национально-культурных общественных объединений.

Также Дом Дружбы стал площадкой для работы:

Молодежного совета по межнациональным отношениям,

творческой этнолаборатории «Терракота»,

Литературно-музыкальной гостиной,

творческого объединения художников «Этновзгляд»,

библиотеки, методического кабинета,

экспериментальной творческой мастерской классической музыки.

Появились музейные, выставочные, репетиционные, конференц-площадки, помещения для языковых курсов.

Многонациональная ленинградская семья, в которой живут представители 141 национальности, действительно обрела свой настоящий добрый уютный дом.

В 2016 году Домом дружбы было проведено более 250 мероприятий направленных на укрепление единства российской нации, межнационального мира и согласия.

Учреждение продолжало работу по налаживанию и укреплению внешних связей с Домами дружбы муниципальных районов, Домами национальностей, Центрами национальных культур и другими этнообразующими учреждениями России. Подписано шесть соглашений о сотрудничестве, из них 3 межрегиональных (Новгород, Карелия, Псков).

***

Если кратко подытожить деятельность Комитета в прошлом году, то можно сказать, что задачи, которые мы перед собой ставили в предыдущем году, реализованы практически в полном объеме.  

Конечно, все это требовало огромных организационных усилий и большого физического и эмоционального напряжения всех, кто обеспечивал достижение Комитетом таких высоких результатов.  Поэтому, я хочу выразить слова благодарности всем сотрудникам Комитета за эффективную и плодотворную работу.

Если говорить о перспективах на текущий год, то конечно многие задачи нам сегодня диктует время, но тем не менее есть ряд задач, которые мы должны реализовать в 2017 году:

  1. Дальнейшая реализация мероприятий государственной программы «Устойчивое общественное развитие Ленинградской области» по направлениям деятельности нашего Комитета, приведение её в соответствие со стратегией развития региона и продление действия до 2024 года.
  2. Продолжение работы по реализации 95-го и 42-го областных законов, а также совершенствование законодательства в данной сфере, включая более широкое привлечение населения к реализации предложенных ими мероприятий.
  3. Важной задачей для нас является организация различных форм обучения муниципальных служащих и должностных лиц местного самоуправления. В 2017 году планируется увеличение числа сотрудников органов местного самоуправления, прошедших повышение квалификации. Проведение семинаров-тренингов для глав администраций муниципальных районов, городского округа
  4. Продолжение обеспечения деятельности 18 информационно-консультационных центров по защите прав потребителей в муниципальных районах и городском округе. Увеличение в 10 раз выпуска информационно-справочных материалов по данному направлению.
  5. Ещё одно важное направление деятельности Комитета в 2017 году – это совместно с Избирательной комиссией Ленинградской области - содействие органам местного самоуправления в подготовке и проведении выборов в единый день голосования 10 сентября 2017 года.
  6. Проведение обучающих мероприятий с сотрудниками муниципалитетов ответственных за данное направление на территории конкретного муниципального района для внедрения на муниципальном уровне региональной практики работы реализации госнацполитики;
  7. Освоение органами местного самоуправления системы мониторинга межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, предложенной ФАДН России;
  8. Сбор, анализ и систематизация данных для наполнения отдельного «слоя» в Фонде пространственных данных Ленинградской области информацией о деятельности этнических и религиозных организаций со сложной миграционной обстановкой, а также информации касающейся возможных предконфликтных ситуаций;
  9. Подписание соглашения о взаимодействии Правительства Ленинградской области с 3-мя епархиями РПЦ в целях укрепления духовных и нравственных основ жителей региона в год Истории в Ленинградской области;
  10. Завершение комплексного исследования социально-экономического, этнокультурного и правового аспектов интеграции цыган Ленинградской области с местным сообществом с целью разработки методические рекомендации по работе с цыганским населением для сотрудников органов местного самоуправления и государственных учреждений Ленинградской области.
  11. Модернизация региональных механизмов и инструментов реализации Стратегии госнацполитики путем приведения мероприятий областных подпрограмм в соответствие с новыми направлениями, определенными ФАДН России.

И я уверена, что вместе мы достойно и в полном объеме реализуем поставленные перед нами задачи!

Благодарю Законодательное собрание, Общественную палату, Совет муниципальных образований, федеральные органы власти, муниципальные образования, общественные и религиозные организаций за совместную, конструктивную работу.

Убеждена, что наша партнерские отношения обеспечит нашему региону мир, спокойствие и устойчивое развитие.

 

 

© 2001-2018 гг. Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.